Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Страстная Пятница и Великая Суббота в Аносиной пустыни.

25 апреля 2019 года, в Великую пятницу Страстной седмицы, в день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре за вечерним богослужением собором духовенства была совершена утреня Великого Пятка с чтением двенадцати Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 

За утренним богослужением 26 апреля, совершалось последование часов Великой пятницы (Царских часов).

В Троицком соборе обители, по традиции в 14:00, была отслужена вечерня с чином выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа, которую священнослужители обители вынесли из алтаря и установили в центре храма – «во гробе» – возвышении, обильно украшенном цветами. 

На вечернем богослужении собором духовенства обители, под пение монастырского хора, была совершена утреня Святой и Великой субботы с чином Погребения Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. На Великом славословии, под пение Трисвятого, Плащаница Спасителя, Крестным ходом была обнесена вокруг Троицкого собора обители«в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью». По внесении Плащаницы в храм, священники поднесли ее к открытым Царским Вратам, «в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверзает нам двери рая».

Утром 27 апреля 2019 года, в Великую Субботу Страстной седмицы, в обители была совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого. 

После совершения часов и изобразительных, на вечерне после входа с Евангелием и пения «Свете тихий», были прочитаны пятнадцать паремий — ветхозаветныхпророчеств о страстях, смертивоскресении Спасителяи о грядущей славеНовозаветнойЦеркви. 

Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольскойи Иерусалимскойцерквах совершалось массовое крещениеоглашенных. Вновь крещённые во главе с епископом шествовали от купели в храм под пение «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся» (см. Гал. 3:27). Новокрещённым же предлагалось апостольское чтениеРим. 6:3-11, сохранившееся в современной литургии Великой субботы и напоминающее, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге. 

Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднство Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения аллилуиарийперед Евангелием заменён в Великую субботу (единственный раз в году) на пение стихов 81 псалма: «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех язы́цех» (Пс. 81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные чёрные одеянияна белые. Евангельским чтением Великой субботы является заключительная 28 глава Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении Христовом и о подкупе первосвященникамистражников, читается в полном объёме только в этот день (в другие дни читается только её завершение Мф. 28:16-20).

Последующее последование литургии Великой субботы совершается по чину Василия Великого. Единственной особенностью литургии верных является пение вместо Херувимской древнего гимна Иерусалимской церкви: «Да молчит всяка плоть человеча».

Поскольку после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, но ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов и вина (наподобие обычной воскресной вечерни, но без пшеницы и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением — чтением Деяний святых апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний — вечером.

По совершении Божественной Литургии по традиции началось освящение кулечей, которое совершалось до 18 часов вечера, в течении этого времени, множество прихожан, паломников и богомольцев смогли освятить свои праздничные приношение, а те кто не успел поисповедаться, приступить к Таинству исповеди, чтоб радостно встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

27.04.2019

Фотографии