Убиенные князья Борис и Глеб стали первыми святыми Русской Церкви (Владимира, Ольгу и других стали почитать намного позднее). "Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу" Иакова Черноризца повествует о жизни и страшной гибели сыновей равноапостольного князя Владимира. По смерти Крестителя Руси, власть в Киеве захватил его сын Святополк. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть Святополка. Однако окаянный Святополк решил убить родных братьев, чтобы никто не мог претендовать на трон. Сейчас может удивить их "пассивность" в политической борьбе: почему они не "сопротивлялись злу силой"? Но такова вера Христова: христианину должно отречься мира. Наши предки в подвиге Бориса и Глеба нашли для себя непосредственный пример этого отречения, который несмотря на все дальнейшие "компромиссы" русской Церкви навсегда светил русским христианам как пример — или как укор: характерный радикализм первых христиан — ведь Борис и Глеб как раз "первые христиане", "первое христианское поколение" для Руси.
13.05.2018
2015 году празднуется 1000-летие подвига святых князей Бориса и Глеба, добровольно принявших мученическую кончину от рук старшего брата, который пытался устранить соперников за княжеский престол после смерти их отца князя Владимира. Жертвенный подвиг братьев и чудеса, происходившие от их мощей, послужили основанием для их канонизации. Они стали первыми в истории Церкви русскими святыми. С древности и до наших дней в России почитаются Борис и Глеб, в их честь освящаются храмы. Борисоглебский Аносин монастырь так же находится под их небесным покровительством. Ниже приводятся слова иерархов Церкви, посвященных памяти князей-страстотерпцев.
04.08.2015
Переложение протоиерея Александра Балыбердина
Источник
30.07.2015
Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба
13.03.2015