Жизненный путь схимонахини Мстиславы (Брянцевой): от Аносиной пустыни до Александрова
Жизненный путь схимонахини Мстиславы (Брянцевой): от Аносиной пустыни до Александрова
В августе 1946 года в городе Александрове Владимирской области был вновь открыт Троицкий собор Успенского женского монастыря. Находившийся за 100-километровой зоной от Москвы, город был доступен для жительства освободившимся из заключения, а возобновившиеся богослужения и близость Троице-Сергиевой Лавры сделали его привлекательным для переживших репрессии верующих. В эти годы алтарницами и певчими Троицкого храма стали монахини и закрытой местной Успенской обители, и других подмосковных монастырей. Одной из них была монахиня Магдалина (Брянцева), в схиме Мстислава, с юности посвятившая свою жизнь Богу и оставшаяся верной иноческому пути до конца несмотря на гонения.
Дату рождения Марии Григорьевны Брянцевой удалось недавно уточнить благодаря открытому доступу к метрическим книгам Архива Москвы. Она родилась в семье крестьян из деревни Северова Подольского уезда Московской губернии, входившей в приход Знаменской церкви села Дубровицы . Отец ее Григорий Федорович Брянцев происходил из бывших крестьян князя Голицына. Хозяйство семьи было небольшим — дом с надворными постройками, два сарая, амбар, лошадь и корова . С женой Прасковьей Андреевной, родом из соседней деревни Беляева, ранее Марии у них родились двое дочерей (Мария и Ксения) и сын Тимофей, умершие в младенчестве. В 1885 году родился сын Андрей, в 1893 году Михаил. Третий сын, Григорий, погиб в первую мировую войну. 17 июля 1895 года (а не 24 августа, как было известно ранее) родилась Мария, которую окрестили на следующий день. Восприемниками в крещении стали родные брат и сестра её матери – Григорий и Екатерина Андреевы из дер. Беляева. После Марии в семье Брянцевых было еще два сына, умерших младенцами – Василий и Феодор. В 1901 году родились девочки-близнецы – Параскева и Серафима. С Параскевой Мария была особенно близка, и потомки Прасковьи Григорьевны до сих пор хранят память о родственнице-монахине. В их семье сохранилось Евангелие 1895 года издания с параллельным переводом на русский язык, с дарственной подписью Марии Брянцевой своему брату Михаилу. Стараниями правнучатой племянницы м. Магдалины И. Пантелеевой несколько лет тому назад на ее могиле и соседней (ин. Александры) были установлены новые дубовые кресты.
Образование Мария Брянцева получила, окончив 3 класса сельской школы. Желая предать свою жизнь Богу, 20-тилетняя Мария в 1915 году стала послушницей Борисоглебского женского монастыря в селе Аносино Звенигородского уезда. Младшая сестра Параскева вспоминала, как Мария не раз уговаривала ее тоже пойти в монастырь, но она избрала путь семейной жизни.
Гонения богоборческой власти, грабившей и облагавшей монастырь непосильными налогами, делали жизнь его насельниц очень тяжелой. Сохранив обитель, оформив ее трудовой артелью, они вынуждены были обрабатывать 40 десятин земли, разводить свиней и пуховых кроликов, стегать одеяла, вязать чулки и пуховые вещи на продажу, при этом не оставляя молитвенного подвига и даже усилив его. На праздник Троицы в 1928 году Борисоглебская Аносина пустынь была закрыта. Священников, игумению и четырех сестер арестовали, остальным приказав разойтись в трехдневный срок.
Но и вне монастырских стен инокини старались держаться вместе, не порывая духовной связи друг с другом. Мария Брянцева поселилась недалеко от родной деревни, в с. Лемешево Подольского уезда, присоединившись в группе монахинь Крестовоздвиженского монастыря из соседнего села Лукино. В 1930 году к ней приехала аносинская инокиня Татьяна Фомичева. Обе они пели на клиросе Ильинской церкви с. Лемешева и старались придерживаться в своей жизни монастырского устава.
В мае 1931 г. ОГПУ сфабриковало уголовное дело против монашеской общины. Свидетелями выступили директор и сотрудники организованного в закрытом монастыре дома отдыха. В своих показаниях они заявляли, что «пребывание до сего дня двенадцати монашек и их антисоветская деятельность дает основание полагать, что отсталое население окружающих деревень находилось под их влиянием», что они «связаны с кулацким элементом, агитируют среди крестьянства, имеют общение с отдыхающими, всячески стараясь воздействовать на них, показывая себя обманутыми советской властью». Общину инокинь они воспринимали для себя враждебным «гнездом и рассадником», «со своими зловещими старухами, проклинающими нашу (советскую) установку» и имеющими большое влияние на молодых девушек-крестьянок.
15 мая 1931 г. инокиня Мария Брянцева в числе 17-ти монахинь и послушниц, проживавших в с. Лемешово, была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму г. Москвы. На допросе она бесстрашно говорила: «К советской власти я отношусь с презрением. Советская власть нас задушила. На Церковь коммунисты устроили гонения, закрывая храмы и требуя уплаты больших налогов. Виновной в антисоветской агитации я себя не признаю». Основой обвинения против неё стали показания свидетеля, который передал слова Марии Брянцевой крестьянам: «Зачем вам нужны колхозы и зачем идти в них, когда там делают насилие над крестьянами. Сейчас вы, крестьяне, загнаны в такой хлев, в котором никакие законы не писаны», а те закричали в ответ: «Правильно говорят матушки, они всё же больше нашего знают» .
29 мая 1931 г. тройкой при ПП ОГПУ по Московской обалсти по ст. 58-10 УК РСФСР Брянцева Мария Григорьевна за антисоветскую деятельность была приговорена к 5-ти годам лишения свободы в ИТЛ. Такой же приговор был вынесен и Татьяне Алексеевне Фомичевой. Наказание обе аносинские инокини отбывали в Сиблаге до 1934 года, когда были досрочно освобождены.
Вернувшимся из ссылки было запрещено жить ближе чем за 100 км от Москвы, и сестры поселились в Волоколамском районе Московской области. Инокиня Мария стала жить в деревне Высоково, инокиня Татьяна недалеко от неё — в деревне Шелудьково. Обе они помогали только что переведенному из Москвы священнику Троицкой церкви с. Язвище Волоколамского района протоиерею Владимиру Фаддеевичу Медведюку. Мария была алтарницей, Татьяна – псаломщицей, а также они помогали семье батюшки по хозяйству. Дочь священника Ольга вспоминала, что среди прихожан «монашки» как-то выделялись особым благочестием.
Летом 1937 года начались массовые аресты. 11 ноября в районное отделение НКВД Волоколамска поступил донос на священника В. Медведюка и его сына Николая. Вечером 24 ноября 1937 г., когда Мария и Татьяна помогали матушке священника в рубке капусты, а батюшка читал молитвенное правило к Литургии, в доме протоиерея Владимира в с. Язвище с ордером на арест появились председатель сельсовета и сотрудник НКВД. Арестованных батюшку и двух инокинь отправили в тюрьму г. Волоколамска. Их обвиняли «в гнусной контрреволюционной клевете против проводимых мероприятий партии и советской власти на селе, срыве подготовительной работы к выборам в Верховный Совет» и религиозной пропаганде, в сборе денежных средств на церковь .
26 ноября на допрос были вызваны председатель сельсовета, секретарь сельсовета и «дежурные» свидетели, которые подписали показания, написанные следователем. В тот же день допросили обвиняемых. Виновными в антисоветской агитации они себя не признали и не согласились никого оговаривать. Следствие было завершено 28 ноября 1937 года, а на следующий день тройка НКВД приговорила по ст. 58-10 УК РСФСР В.Ф. Медведюка к расстрелу, а М.Г. Брянцеву и Т.А. Фомичеву — к 10-ти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Этапом в зарешёченном вагоне они были отправлены в Казахстан. Инокиня Татьяна Фомичева скончалась в лагере. Вместе с расстрелянным протоиереем Владимиром Медведюком в августе 2000 г. она была причислена к лику Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
А инокиня Мария Брянцева, пережив все тяготы концлагеря и ссылки, в начале 1950-х годов вернулась из Казахстана. К 1955 году Мария Григорьевна Брянцева поселилась в городе Александрове Владимирской области, в доме № 137 на улице Первомайской вместе с инокиней Хотьковского монастыря Марией (Чуваевой). Тесно общаясь с жившими в Александрове монахинями, она никогда не порывала общения сестрами своей родной обители, встречалась с жившей в Москве казначеей Аносиной пустыни монахиней Антонией (Якимовой), с бывшей послушницей Анной Семеновной Тепляковой (впоследствии схимонахиней).
Поселившись в Александрове, в 1955 году Мария Григорьевна подала просьбу о пересмотре своего уголовного дела, и за отсутствием состава преступления 1.12.1956 г. она была реабилитирована по 1937 г. репрессий.
С благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) в 1955 году Мария Григорьевна Брянцева была допущена прислуживать в алтаре Троицкого собора г. Александрова. Служение алтарницы она исполняла до глубокой старости, до начала 1980-х годов. От того же правящего Архиерея в 1960-е годы она получила разрешение на постриг в мантию, совершить который Владыка Онисим поручил известному своей праведной жизнью игумену Максиму (Абрамову), служившему с 1963 года в селе Новом Юрьев-Польского района. В постриге Мария Брянцева получила имя Магдалина, таким образом, её небесная покровительница, святая равноапостольная Мария Магдалина, осталась та же, что и в таинстве Крещения. С тех пор матушка Магдалина все время носила монашеское одеяние. За духовным руководством она обращалась в Троице-Сергиеву Лавру к архимандриту Кириллу (Павлову).
Исполняя монашеский обет нестяжания, монахиня Магдалина никогда не имела своего дома и жила более чем скромно. Как инвалид 2-й группы мать Магдалина получала пенсию (в 1963 г. — 23 рубля), как алтарнице-уборщице ей платили в Троицком соборе зарплату 40 рублей в месяц . Посещавшие её на Рождество с колядками дети вспоминали, что комната ее была очень маленькой и узкой, как коридор. Сама матушка была очень доброй . Из-под Подольска, с родины, матушку Магдалину навещали родственники, а иногда м. Магдалина и сама ездила в Подольск для общения с родными. Внучатая племянница матушки рассказала о том, что «баба Маня», как они ее называли, была няней в семье жившей по соседству учительницы г. Александрова Марии Павловны Федоровой, опекая трех ее дочерей, пока родители были на работе.
Прихожане с почтением относились к монахине Магдалине, видя её молитвенный настрой и неоднократно замечая данный ей Богом дар прозрения. Татьяна Даниловна Зинина, многодетная прихожанка Троцкого собора, ухаживая за получившей перелом ноги монахиней Магдалиной, однажды услышала от неё: «Ты будешь такой же, как я». Спустя много лет это предсказание исполнилось: Т. Д. Зинина была пострижена в Рижском монастыре в монашество, а затем и в схиму, получив имя в честь Марии Магдалины .
Почивший в сане протоиерея отец Стахий (Минченко), который служил в те годы диаконом в Троицком соборе г. Александрова, восхищался памятью матушки Магдалины, которая шестопсалмие читала с закрытыми глазами .
Промыслом Божиим некоторые небольшие, но очень ценные дополнения к биографии матушки были получены за два дня до конференции в Аносино. Протоиерей Николай Романович, в школьные годы посещавший Троицкий собор, поделился воспоминаниями, в том числе о времени пострига Марии Григорьевны в монашество, а также передал сохраненную им открытку, адресованную монахине Магдалине (Брянцевой). Написана открытка была в 1979 году некой Марией Ивановной Тимофеевой из г. Москвы (адрес: ул. Халтуринская, 17-244). Вот ее текст: «Поздравляю тебя родная м. Магдалина с днем твоего Ангела! Желаю от всей души, чтобы Господь Бог продлил жизнь твою и дал крепкого здоровья еще послужить Его Св[ятому] храму и нам грешным на утешение. Да хранит тебя Св[ятая] Равноапост[ольная] Мария во всю жизнь твою и на всех путях твоей жизни. Целую гор[ячо] я гр[ешная]. Мария Иван[овна].
Не забывай меня грешную, я все болею и страдаю болью сердца и давлением» .
Последние годы монахиня Магдалина (Брянцева) тяжело болела. В 1987 году настоятель Троицкого собора архимандрит Филарет (Радаев) отвёз матушку во Владимир, где архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) была она была пострижена в великую схиму, получив имя Мстислава. Вскоре, 7 февраля 1988 года она скончалась. Отпевание матушки совершил архимандрит Филарет, помолиться об упокоении новопреставленной приехала схимонахиня Анна (Теплякова) и родственники. Погребена схимонахиня Мстислава (Брянцева) на новом городском кладбище г. Александрова, рядом с ней могила певчей инокини Александры (Коновой). Ежегодно на Радоницу для служения заупокойной Литии насельницы нашей обители со священником посещают их погребения.
14.06.2023