Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА В ТРОИЦЕ-ЛЫКОВО И БОРИСОГЛЕБСКАЯ АНОСИНА ПУСТЫНЬ

«СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА В ТРОИЦЕ-ЛЫКОВО
И БОРИСОГЛЕБСКАЯ АНОСИНА ПУСТЫНЬ»

В заглавие доклада вынесены названия двух мест женского православного подвижничества, которые, будучи расположены на большом удалении друг от друга, Промыслом Божиим оказались особым образом связаны между собой. Цель данного выступления – показать в чем же именно заключалась эта связь.
Внешне в предыстории двух общин есть общие черты: обе были созданы вдовами в собственных имениях, хотя устроительницы принадлежали к разным сословиям. Если Аносина пустынь обязана своим возникновением родовитой аристократке княгине Е.Мещерской, то создание Свято–Троицкой общины в Троице-Лыково стало возможным благодаря московской купчихе первой гильдии, потомственной почетной гражданке Юлии Матвеевне Карзинкиной.
Она происходила из известного московского купеческого рода Королевых. Отец – Потомственный Почетный гражданин Матвей Леонтьевич Королев, помимо торговли обувью, занимался общественной и благотворительной деятельностью, являясь членом Совета Андреевской Московского купеческого общества богадельни, а также выборным от московского купечества в 1862-1864 годах. Матвей Леонтьевич был человеком глубоко религиозным. Семья жила в Серпуховской части, в приходе хорошо известной москвичам Ризоположенской церкви, где в годы детства и юности Юлии Матвеевны служил настоятелем протоиерей Виктор Рождественский, выдающийся московский пастырь. Несомненно, именно под влиянием глубоко православного по духу семейного уклада нравственно сформировалась личность единственной дочери Матвея Леонтьевича Юлии. Достигнув брачного возраста, она выходит замуж за Сергея Ивановича Карзинкина наследника старшей ветви другого большого, и, отметим, гораздо более состоятельного московского рода – чаеторговцев и мануфактурщиков Карзинкиных.
С 1876 года семье Карзинкиных принадлежало имение в подмосковном селе Троице-Лыково, на берегу Москвы-реки, которым ранее владели Бутурлины. Именно оно стало родовым гнездом для нового поколения купеческой династии.
Нельзя сказать был ли брак Сергея и Юлии Карзинкиных заключен по любви. Скорее – по соглашению родителей и взаимному непротивлению молодых, но, несомненно, свою семью Юлия Матвеевна стремилась строить на тех христианских началах, которые переняла из отчего дома.
В 1886 году в возрасте 39 лет Сергей Иванович внезапно умирает, оставив на руках 38-летней вдовы не только одиннадцать детей, но и огромное торгово-промышленное дело, главную часть которого составляла Большая Ярославская Мануфактура. Задачей Юлии Матвеевны было сохранить семейное достояние до совершеннолетия старшего из сыновей – Сергея Сергеевича. Каких трудов и забот это ей стоило можно только догадываться, но очевидно, именно в эти скорбные и тревожные годы она еще более укрепилась в своем стремлении возлагать упование на Бога, искать у Него утешения и помощи.
Дети росли, обзаводились семьями, постепенно покидали кров родительского дома в Троице-Лыково. Однако этот большой гостеприимный дом никогда не пустовал: молодые Карзинкины приезжали сюда уже с внуками, немало бывало здесь и других гостей, в том числе именитых: Ф.И.Шаляпин, братья Васнецовы, П.И. Третьяков и многие другие, привлеченных теплой и сердечной атмосферой, созданной Юлией Матвеевной. Будучи очень богатой женщиной, она, следуя христианскому долгу, активно занималась благотворительной деятельностью. На деньги Карзинкиной в усадьбе были открыта лечебница для местных жителей, амбулатория, богадельня для престарелых лиц обоего пола, загородное отделение приюта для детей-эпилептиков во имя Царицы Небесной, раздавались вспомоществования нуждающимся местным жителям, давалось приданое невестам. Купчиха также щедро жертвовала многим московским храмам и монастырям.  
В 1903 году насельником московского Чудова монастыря становится молодой иеромонах Арсений (Жадановский), выпускник Московской Духовной Академии. С юности он ревностно горел монашеским духом. Известно, что еще в миру, ища поддержки своим аскетическим устремлениям, шедшим вразрез с волей родных, желавших видеть его белым священником, тогда еще Александр Жадановский написал письмо о.Иоанну Сергееву с просьбой о совете в выборе жизненного пути. Кронштадский пастырь благословил избрать монашество. В Чудовом монастыре о. Арсений начала несет послушание эконома, а с 1904 назначается наместником обители с возведением по должности в сан архимандрита. Десять лет спустя архимандрит Арсений был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, однако местом его пребывания остался Чудов монастырь.
Пока не известно когда и при каких обстоятельствах произошло знакомство Юлии Матвеевны с Владыкой Арсением. Духовная ревность, самоотвержение ради блага церковного и строгие нравственные принципы этого одаренного пастыря, равно как и его мировоззренческая позиция нашли живой отклик в душе Карзинкиной. В ходе подготовки настоящего доклада  было обнаружено ее ранее неизвестное письмо на имя Владыки Арсения от 14 октября 1915 года, содержащее просьбу о содействии в организации женской общины в Троице-Лыково. Письмо – судя по всему автограф Ю.М.Карзинкиной, – подписано «Ваша духовная дочь». Очевидно, это не просто фигура речи, поскольку, как явствует дальнейшее развитие событий, весь процесс созидания Троицкой общины осуществлялся при внимательном попечении Серпуховского Преосвященного.
К практической реализации своего замысла Юлия Матвеевна приступила в 1914 году, когда в завещании упомянула еще не созданную общину в числе наследников, наряду со своими детьми, обеспечив тем самым ее будущность. Примечательно, что среди 21 православного монастыря, между которыми завещательница распределила разного размера денежные вклады на помин души, в числе первых упоминается Борисоглебская Аносина пустынь; ей же предназначалась самая крупная сумма – 15 тысяч рублей.
Запечатленное в Завещании, а затем и в Уставе Свято-Троицкой общины волеизъявление учредительницы заключалось в том, что пожизненной Попечительницей общины должна была состоять ее младшая дочь – Потомственная почетная гражданка Екатерина Сергеева (Сергеевна) Карзинкина, а в случае ее отказа или по ее кончине попечительница должна быть избираема ближайшими родственниками Учредительницы, преимущественно, из рода Карзинкиных. Примечательно, что согласно Уставу, настоятельница «назначается Московским епархиальным начальством, при чем предпочтение должно быть даваемо лицу, указываемому Попечительницей Общины, при наличности качеств, необходимых для занятия этой ответственной должности». Этот пункт отражает не только степень вовлеченности Юлии Матвеевны в начальный процесс становления общины, но и ее твердую убежденность в том, что между будущей попечительницей и настоятельницей должна существовать духовная связь, духовное родство, без которого успешные совместные труды были бы невозможны. В основу Устава были положены правила монастырских братств, составленные митрополитом Московским Филаретом и утвержденные Святейшим Синодом 13/18 февраля 1853 года для ставропигиальных монастырских обителей, а также правила, изложенные в «Инструкции благочинному», согласно Указу Святейшему Синоду от 28 мая 1828 года. В числе основных положений Устава значилось, что община «должна быть общежительная», «жизнь сестер Общины должна проходить при духовном руководстве настоятельницы и избранных ею старших, опытных сестер».
Несомненно, с учетом мнения Юлии Матвеевны была избрана и кандидатура первой настоятельницы будущей Свято–Троицкой общины – монахини Алипии (Таишевой), бывшей в то время казначеей московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия. Матушка Алипия являлась сестрой во Христе, духовой дочерью и сотрудницей начальницы Владычне-Покровской общины игумении Ювеналии (Марджановой), будущей преподобноисповедницы. В Москву из Грузии вместе с игуменией Ювеналией мать Алипия приехала еще инокиней, монашеский постриг приняла уже в Первопрестольной, в 1914 году. Именно с этого года наблюдение за монашескими постригами было вверено новому викарию московской епархии епископу Арсению (Жадановскому). Возможно, именно тогда, рассматривая кандидатуры рекомендуемых к пострижению лиц, Владыка обратил особое внимание на скромную и наделенную многими дарованиями инокиню из Грузии, имевшую к тому же большой опыт монашеской жизни.
25 октября (по ст.стилю) 1916 года Юлия Матвеевна скончалась. После отпевания, которое возглавил сам епископ Арсений, при огромном стечении народа Карзинкина была погребена рядом с мужем в заранее приготовленной усыпальнице позади Троицкого храма.
Теперь настало время исполниться ее главой надежде – устроению в усадьбе женского молитвенного общежития. Очевидно, что деятельное начало было положено назначением душеприказчицей и распорядительницей в этом вопросе Екатерины Сергеевны, которая тяготела к монашеской жизни. По Завещанию Юлии Матвеевны общине отходило свыше 611 десятин земли с усадебными постройками и обширное хозяйство имения со всем имуществом: домашним скотом, сельхозинвентарем, припасами, а также «дворовым местом с домом и прочими надворными постройками» по 3-й Мещанской улице Москвы. На содержание общины Карзинкина оставила 50 тысяч рублей, для этих же целей предназначались проценты с 260 тысяч рублей неприкосновенных капиталов, оставленных ею на содержание семейной часовни-усыпальницы, богадельни, приюта для неизлечимо больных и на раздачу бедным к празднику Святой Пасхи и Рождества Христова. Вместе с тем, будущие сестры общины должны были содержать себя и своим трудом.
Важным источником информации для нас является «Дело о назначении настоятельницы Свято-Троицкой общины Московской епархии», начатое в феврале 1917 года уже после смерти Ю.М.Карзинкиной.
23 февраля, митрополит Московский Макарий обращается в Святейший Правительствующий Синод с представлением о назначении монахини Алипии настоятельницей Троицкой монашеской общины с возведением ее в сан игумении. Он дает матушке следующую характеристику: «имеет от роду 48 лет, домашнего образования, в 1895 году поступила на испытание в Бодбийский, св.Нины, Просветительницы Грузии, монастырь учительницею живописи, в 1908 году перемещена из Бодбийского, св.Нины монастыря в Московскую Епархиальную Покровскую Общину сестер милосердия, в 1909 году назначена на должность казначеи названной общины, в 1913 году награждена золотой медалью за усердие на Анненской ленте, в 1914 году пострижена в монашество, примерных качеств и весьма способна к исполнению возлагаемых на нее послушаний». При этом митрополит ссылается на то, что именно монахиню Алипию желала видеть настоятельницей вновь открываемой Святой-Троицкой общины сама Ю. М.Карзинкина. В документе также отмечается, что инициатором ходатайства в Синод о назначении монахини Алипии настоятельницей в Троице-Лыково выступил Преосвященный Арсений, епископ Серпуховской «особенно участливо относившийся к делу открытия Свято-Троицкой общины».
27 февраля 1917 года Синодальным определением монахиня Алипия была назначена на «вакансию настоятельницы Свято-Троицкой общины в бывшем имении потомственной почетной гражданки Ко(а)рзинкиной при Троицком-Лыкове Московского уезда».
Шли первые дни Февральской революции. Страну захватывала смута. Среди новых задач и проблем, вставших перед Русской Церковью, вопрос о деятельности Троицкой общины отнюдь не был приоритетным. Несмотря на то, что определение Синода было принято в конце февраля, к середине марта монахиня Алипия в должности официально оказалась еще не утверждена. Это обстоятельство побудило епископа Арсения 15 марта обратиться к Управляющему канцелярией Синода действительному статскому советнику Петру Викторовичу Гурьеву – к слову, будущему исповеднику, – с письмом следующего содержания:
«Глубокоуважаемый Петр Викторович!
Митрополитом Московским Макарием на утверждение Святейшего Синода представлена в настоятельницы вновь открываемой Карзинкинской женской общины казначея Московской Покровской общины монахиня Алипия. Промедление в ея утверждении замедляет открытие общины и волнует попечительницу (Е.С.Карзинкину – О.К.), которая настойчиво требует принять имение и вручить настоятельнице. Покорнейше прошу до Пасхи утвердить в Святейшем Синоде назначение монахини Алипии. Божие благословение да будет с Вами.
С Глубоким уважением остаюсь к Вам. Епископ Арсений.
15 марта. Чудов монастырь» .
27 марта просьба епископа Арсения была удовлетворена, монахиня Алипия утверждена настоятельницей Свято-Троицкой женской общины. Екатерина Сергеевна Карзинкина, вступив в число послушниц, стала казначей. Впоследствии она приняла иночество так же с именем Екатерина.
К сожалению, деятельность матушки Алипии в качестве настоятельницы была кратковременной. В 1918 году, просуществовав немногим более года, женская община в Троице-Лыково была закрыта властями, ее имущество разграблено. Игумению Алипию переводят начальницей в Борисоглебскую Аносину пустынь, настоятельницей которой она остается до самого момента закрытия. Имено отсюда начинается ее скорбный путь исповедничества Христа ради.
Большая часть насельниц Свято-Троицкой общины осталась в  Троице-Лыково, а также осело в окрестных деревнях, некоторые перебрались в Москву. Вместе с игуменией Алипией в Аносино перешли еще три бывших насельницы общины – монахиня Антония (в миру – Екатерина Павловна Якимова), ее родная сестра инокиня Мария, а также бывшая их прислуга – в иночестве Ксения. Сестры Якимовы происходили из дворян, родились и выросли в имении в Михайловском уезде Рязанской губернии в благочестивой православной семье. Переехав с овдовевшей матерью в Москву, стали прихожанками Кремлевского Чудова монастыря и духовными чадами владыки Арсения (Жадановского). По его благословению обе сестры Якимовы по кончине своей матери поступили в Свято-Троицкую общину, а затем оказались в Аносино. М.Антония, как описала ее одна из аносинских сестер, «высокая, стройная, очень благородная, красивая монахиня, строгая и молчаливая» стала казначеей Аносиной пустыни и главной помощницей игумении Алипии, с которой была духовно особенно близка.
Бывшим насельницам Свято-Троицкой общины суждено было сыграть важную роль в жизни Борисоглебской обители в последние годы ее существования. Они пережили закрытие монастыря, в полной мере испытали на себе тяготы богоборческого времени, но до конца сохранили данный некогда обет – всецело посвятить свою жизнь служению Христу.  


03.06.2023