Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Последняя игумения Аносиной пустыни

Игумения Алипия (в схиме Евгения), в миру Мелания Петровна Таишева,  – схиму приняла уже в изгнании – по свидетельству архивных данных, родилась в 1869 г. в Ставрополе, происходила из черкесской семьи, рано осиротела. В юных летах она поступила в новооткрытый Бодбийский монастырь в Грузии, где заведовала живописной и чеканной мастерской, обучая молодых послушниц искусству иконописания. Вероятно, благодаря своему художественному таланту, она получила в монашеском постриге имя первого русского иконописца, преподобного Алипия Печерского. В Бодбийском монастыре она близко сошлась и духовно сдружилась со своей ровесницей монахиней Ювеналией (Марджинашвили), ныне прославленной Православной Церковью как преподобноисповедница схиигумения Фамарь (Марджанова). Матушка Ювеналия вскоре стала игуменией Бодбийской обители, а в 1905 году указом Святейшего Синода переведена в Москву и назначена настоятельницей Владычне-Покровской женской общины милосердия. Вскоре по ее просьбе из Грузии вызывают монахиню Алипию, получившую должность казначеи Покровской общины. Это было грандиозное учреждение, территория которого занимала не один гектар земли, на его попечении находились несколько больниц, военный госпиталь, амбулатория, аптека, богадельня, детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, рукодельные мастерские, даже плантация тутовых деревьев с шелковичными червями при школе шелководства. В должности казначеи монахиня Алипия помогала и в строительстве Серафимо-Знаменскоо скита. В 1917 году ее направили настоятельницей во вновь образованную общину в Троице-Лыково, однако уже на следующий год переводят игуменией в овдовевший Аносин Борисоглебский монастырь. На плечи матушки Алипии легли нелегкие заботы о сохранении монашеского уклада в условиях антицерковной политики властей. Не забывала она и своих духовных друзей, поддерживала схииг. Фамарь в ссылке, после закрытия Серафимо-Знаменского скита многих сестер приняла в Аносино, здесь же нашел приют и гонимый властями епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). В эти годы Аносино стало значимым центром духовной жизни, куда направляли своих чад известные духовники, среди которых московские старцы протоиерей Алексий Мечев и архимандрит Геогрий (Лавров), здесь находили утешение и вдохновение представители церковной интеллигенции, как, например, А.Ф. Лосев или С. Мансуров, именно в Аносино написавший значительную часть «Очерков из истории Церкви», и благодаря опеке матшки-игумении, принявший священный сан.
В середине 20-х годов сестричество вынуждено было перейти на статус трудовой артели, однако и это не помогло: в 1928 году Аносина пустынь была окончательно закрыта, а матушка-игумения, священники и ближайшие сестры арестованы и отправлены в ссылку. Время ссылки, изначально определенное для игумении Алипии в три года, по их истечении было продлено на такой же срок. По возвращении из ссылки матушка Алипия жила в изгнании, однако не теряла связь с сестрами, которые прибегали к ее духовному водительству, тайно продолжали совершаться даже монашеские постриги, сама игумения приняла великую схиму с именем Евгения. Преставилась схиигумения Евгения в 1942 году, похоронена была под Кубинкой, могилка ее сохранялась с почтением и благоговением, а после открытия Аносина монастыря, ее честные останки были перенесены в Аносино и перезахоронены у стен Троицкого собора.

03.09.2019

Фотографии