Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Круг чтения княгини Евдокии Мещерской: от образования и культивирования ума, чтобы «блеснуть», до «обогащения души христианскими добродетелями

Княгиня Евдокия Мещерская родилась в 1774 году, в «блестящем веке Екатерины», в эпоху, известную как век Просвещения. Характерно для этого времени – обращение к разуму, образованность, возвышенность чувств, охлаждение к Церкви и её таинствам, интерес ко всему европейскому, к новым интеллектуальным веяниям, свободное владение французским языком с детства.
Хотя будущая основательница Аносинского монастыря родилась и воспитывалась в вере и благочестии, отличительные черты эпохи находят отражение в её облике. Евдокия Николаевна была высоко образованной женщиной, придавала большое значение образованию своих родных и сирот-воспитанниц. Как она писала дочери и внучке, «учение – средство сделаться со временем полезной для себя и для других», возможность «обогатить разум познаниями и сделаться угодной Богу». Одним из главных проводников образования является чтение, книга.  «Больше всем другим занятиям она предпочитала чтение», писали о княгине Мещерской. Какие книги читала и рекомендовала княгиня, а позже матушка Евгения? Какие авторы могли попасть в круг её чтения и по какой причине?
Известно, что Евдокия Николаевна в молодости читала с увлечением французских мыслителей, что было характерно для её времени. Хотя нет об этом документального подтверждения, княгиня Мещерская, вынужденная воспитать одной свою дочь, вероятно, была знакома с творениями Жан-Жака Руссо. На это намекают её «Беседы», адресованные дочери Анастасии Борисовне Озеровой. Руссо создал свою собственную систему воспитания, основанную на уважении к человеческой природе, к личности, к разуму. В его системе ребенку до 12 лет должна быть предоставлена возможность быть собственно ребенком, а после должно было уделяться большое внимание интеллектуальному развитию, всё подчиняя разуму. «Ты уже уклоняешься от детства и вступаешь в возраст, где всё должно делаться разумно», — пишет кн. Мещерская 10-летной дочери. Как и французский мыслитель, она считает важным воспитать в ребенке самостоятельность: «Желаю видеть тебя соблюдающей во всем порядок, и, дабы ввести тебя в оный и приучить к хозяйственному порядку вещей, отделяю особую комнату, в которой помещу все для тебя нужное». В системе Руссо природа и её изучение играют ключевую роль. В духе времени княгиня Мещерская считала важным для своей дочери изучение окружающего мира. По крайней мере, такой вывод можно сделать, рассматривая портрет княгини, её дочери и подруги, в центре которого изображена книга, сразу привлекающая глаз. Книга «Зрелище природы или Беседы об особенностях естественных истории» была опубликована в Париже в 1744 году Ноэл-Антуаном Плюше. В ней автор – одновременно католический священник и ученый – рассуждает в форме увлеченного диалога о явлениях природы, описывает животные и растения. Книга была призвана возбудить в детях любопытство к окружающему миру. Княгиня также считала важным упорядоченное, а не только хронологическое изучение истории. Порядок – это слово часто возвращается под её пером в Беседах. Порядок для неё – от Бога. «Видя во всем порядок, пожелаешь и сама находиться во всегдашнем порядке», писала она. Вероятно поэтому ей близки были мысли французского автора Антуана Франсуа Клода Ферран, книгу « L’Esprit de l’histoire » которого она рекомендовала внучке. В предисловии книги можно прочитать эти строки: «Порядок и точность событий составляют историю, их последовательность составляет политику.» C’est l’ordre et l’exactitude des faits qui constitue l’histoire, c’est leur enchaînement qui constitue la politique ».
Среди книг по истории, некогда принадлежащих княгине Мещерской фигурирует и труд французского аристократа Joseph-Alexandre de Ségur, «Женщины, их положение и влияние на общественную жизнь в разных народах», изданная в Париже в 1803 г. На титульном листе можно разглядеть надпись «à la princesse Eudoxie de Mescherskiy», то есть «княгине Евгении Мещерской». По этой надписи можно предположить, что книга была ей подарена неизвестным в 1805 г. Тема истории места женщин в обществе могла безусловно быть интересна женщине, вынужденной вести большое хозяйство самостоятельно, встречая на своем пути немало трудностей. В то же время неизвестно, читала ли действительно княгиня эту книгу легкомысленного и отдаленного от христианской мысли французского писателя.
В отличие от французских мыслителей, для княгини Мещерской изучение природы и истории и образованность в целом имели цель «познать величие и благость Божии», видеть во всем удивительный порядок и быть «на земле представителем Божиих свойств». Обучая грамоте своих помощниц в монастыре, она хотела одновременно развить их способности к управлению и дать им возможность лучше познать духовный опыт Церкви.
Желая прежде всего спасения и «предаться богомыслию» - последние слова содержатся в недавно опубликованных воспоминаниях о матушке Евгении игумении Анастасии – Евдокия Николаевна много обращалась к духовной литературе. В её времени были распространены в России труды католических авторов. Среди самых читаемых можно упомянуть известную книгу «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, которая была одной из настольных книг императора Николая Первого.
Доподлинно неизвестно читала ли кн. Мещерская этот труд, который, тем не менее вряд ли мог остаться ею незамеченным, либо в французском, либо в русском переводе. Зато в письме своей внучке Евдокии княгиня Мещерская советует читать «Жития святого Франциска Салльского», Vie de saint François de Salles. Этот факт обращает на себя особое внимание. Данный католический святой был выдающимся иерархом 17-го века. Он автор известной книги «Введение в благочестивую жизнь», Introduction à la vie dévote. Этот труд представляет собой краткое руководство к духовной жизни для мирян. Савойский святитель объясняет, как решиться вести духовную жизнь, как держаться молитвенным правилом и таинствами Церкви, как вести добродетельную жизнь и бороться с искушениями и, наконец, как не растрачивать усердие в духовной жизни. С момента первого издания книга оказалась очень востребованной и с тех пор постоянно переиздается вплоть до наших дней. Франциск Салльский был канонизирован своей Церковью довольно скоро после смерти, в том числе благодаря стараниям своей духовной дочери, баронессы Жанны- Франсуазы де Шанталь. Между последней и княгини Мещерской – немало общих черт и удивительных параллелей. Баронесса де Шанталь встретила проповедника Франциска Салльского будучи молодой вдовой, имея на руках 4 малолетних детей. Она остро переживала утрату любимого супруга в результате несчастного случая на охоте и искала духовника. Под руководством чуткого епископа она смогла преодолеть душевные терзания, посвятила себя воспитанием детей и благотворительностью, а позже основала монашеский орден, главное предназначение которого, по крайней мере в первые десятилетия своего существования, было оказание милости больным, одиноким и пожилым женщинам. Добавим, что мадам де Шанталь была бабушкой известной маркизы де Севинье. Письма последней к дочери были известны просвещенным аристократическим читателям в России и могли частично, по своей стилистике, вдохновить княгиню Мещерскую в написании её бесед для дочери.
Мы не знаем, читала ли кн. Мещерская «Введение в духовную жизнь», но её обращение к книге «Жития Франциска Салльского» легко объясняемо. Как некогда Жанна-Франсуаза де Шанталь, Евдокия Николаевна, молодая образованная вдова с маленьким ребенком, желающая посвятить себя служению Богу и ближнему, искала духовное руководство опытных в духовном и благотворительном делании лиц. Будучи представительницей аристократического круга, она обратилась, в том числе, к опыту инославного прославленного духовника прежних веков.
Рекомендовала к чтению княгиня Мещерская и другого французского церковного деятеля, Жана-Баптиста Масийона, собрание сочинений которого принадлежало супругу Евдокии Николаевны. Епископ Масийон был известным проповедником 17 и 18 веков, проповедовал при дворе, где сумел понравиться изысканной публике, был членом Французской академии. После назначения на кафедру Клермон-Ферран посвятил себя своей епархии, продолжая проповедническую деятельность.
Но французские и инославные авторы отнюдь не были её единственным духовным и интеллектуальным чтением. Имея с молодых лет особое почитание к святителю Димитрию Ростовскому, княгиня Мещерская была знакома с его трудами, которые «благотворно действовали на её больной дух», помогая ей бороться с унынием в трудных периодах её жизни.
Евдокия Николаевна имела возможность и читать, и слушать проповеди одного из самых выдающихся церковных деятелей своего времени, Филарета Московского, который сыграл столь важную роль в её жизни и становлении, как игуменией. В 1810 году будущая игумения Евгения познакомилась с тогда архимандритом Парфением (Чертковым), одно время ректором Вифанской и Московской семинарии, впоследствии архиепископом Владимирским, затем Воронежским. Владыка Парфений был очень образованным человеком, во многом способствовал развитию вверенных ему семинарий. Сохранившиеся проповеди вл. Парфения изобилуют цитатами Священного Писания. Он принял княгиню под «свое руководство, назидая её словесными и письменными беседами, снабжая полезными книгами (которые и доселе хранятся в обители», написано в воспоминаниях об игумении Евгении. Судя по описи монастырской библиотеки, в последней хранились творения Святых Отцов древней Церкви, а также Добротолюбие, первого издания которого на славянском языке был опубликован в Москве при жизни матушки Евгении, в 1793-1799 годах. После её смерти библиотека продолжала расширяться, в том числе трудами русских духовных авторов и новыми переводами святых отцов. Ведь как раз в конце 1830 годах началось духовное возрождение в России, в котором особенное участие приняла Оптинская Пустынь своими старцами и издательской деятельностью. А основанная княгиней Мещерской Аносинская обитель нередко называли «женской Оптиной».
Таким образом можно сказать, что княгиня Мещерская прошла своего рода пути от мирского мудрования, от французского просвещения до истинного света евангельской и святоотеческой мудрости. От образования и культивирования ума, чтобы «блеснуть», как она сама в этом признавала, до «обогащения души христианскими добродетелями».

07.06.2024