Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Игумении Олимпиада (Егорова) и Ангелина (Маркова) - настоятельницы Успенского Брусенского девичьего монастыря в период с 1848-1878 гг

«Игумении Олимпиада (Егорова) и Ангелина (Маркова) - настоятельницы      
Успенского Брусенского девичьего монастыря в период с 1848-1878 гг».
Успенский Брусенский монастырь основан как мужской в 1552 году, в честь   Казанской победы при царе Иоанне Грозном. После Смутного времени возобновлен как
женский монастырь.
Расцвет монастыря приходится на вторую половину 19 века во время  25-летнего настоятельства игумении Олимпиады (Егоровой) и пятилетнего  - игумении Ангелины (Марковой), вышедших из Аносинской Борисоглебской женской обители.
Сведения о жизни игумении Олимпиады были сохранены и записаны сестрами монастыря - монахиней Ангелиной (игумения монастыря с 1873-1878 гг.) и монахиней Пульхерией. В основе этих записей рассказы матушки Олимпиады о своей жизни. Жизнеописание игумении Олимпиады и игумении Ангелины составленное архимандритом Григорием (Воиновым-Борзецовским), опубликовано в «Сборнике для душеполезного чтения» и «Московских епархиальных ведомостях» в 1873-1875  и  1878 годах.
Игумения Олимпиада, в миру Ольга, родилась в 1811 году, в праздник  Покрова Божией Матери.
Родители ее, дворяне Егоровы, Федор Тихонович и Матрена Григорьевна, жили с семью детьми в земле войска Донского, г. Новочеркасска в станице Кобылянской, имели своих крестьян, конные заводы, богатые хутора, сады и виноградники.
В возрасте семи лет произошло необычное явление. Ольге явился Ангел, ввел ее в храм, где она увидела Спасителя. Через несколько дней, на прогулке в саду воздушный вихорь завертел Ольгу так, что она упала без чувств, трое суток она спала не просыпаясь. С тех пор у нее сильно стала болеть голова. Мать ее получила внушение во сне от Богородицы ехать в Киево-Печерскую лавру, где было обещано исцеление чрез чудотворную икону Успения Богородицы. Приложившись к образу после молебна, Ольга почувствовала себя исцеленною.
Когда Ольге минуло 16 лет, старцы лаврские, Вассиан и Зосима, благословили ее ехать в Ладинский Покровский монастырь, сказав: «Ты там проживешь несколько лет и пойдешь к Москве. Бог определил быть тебе игумениею, только не в Ладине, а за Москвою, и ты будешь игумениею 25 лет».
В Ладине игумения Мария приняла Ольгу. Через три года (15 июля 1830) Ольга была пострижена в рясофор, 30 апреля 1835 года, на 24 году от рождения - в  мантию с именем Олимпиады. Игумения стала готовить ее на свое место. Олимпиада сердечно сокрушалась о том, вовсе не признавая себя достойною быть на игуменском месте и, решилась, перейти в другую обитель. Отпущенная сроком на две недели, отправилась в путь 27 августа 1836 года, а чтобы не сочли за беглую, захватила с собой увольнительное свидетельство сестры монастыря - крестьянской девицы Прасковьи, донской казачки.
Вместе со служанкой Авдотьей, узнав об Аносинском монастыре, и его строгом общежительном уставе, под видом простых казачек, попросились в Аносин монастырь на жительство. Тяжело больная игумения Евгения (Мещерская), основательница монастыря, поговорив с ними, благословила принять их в монастырь. Через три дня, 3 февраля 1837 года игумения Евгения мирно скончалась.
Настоятельницею монастыря была назначена казначея монахиня Анастасия. Авдотью поместили на скотном дворе, а Прасковью поставили колоть дрова, топить печи, месить тесто. В монастыре новоначальным послушницам, в течение трех лет, не полагалось ни казенного платья, ни обуви. Прасковья ходила почти босая, для молитвы удалялась ночью в холодный чулан, у нее от холода примерзали ноги к полу! И все это она терпела благодушно, Бога ради. Летом Прасковью поставили на тяжелое послушание косить сено. Из жалости к своей госпоже, Авдотья не могла более хранить тайны и объявила игумении, что под видом Прасковьи скрывает свое имя и звание дворянка монахиня Олимпиада. Об этом доложили митрополиту Филарету.
Прибыв в Лавру к святителю, Олимпиада раскрыла всю свою жизнь. Владыка, выслушав ее с большим вниманием, распорядился о переводе ее в Аносин монастырь. О самовольном переходе в Аносину пустынь был его ответ: «В этом совершалась не твоя воля, но воля Божия, управляющая путями человека, преданного Ему до самоотвержения» Игумения Анастасия облекла ее при всех сестрах обители в мантию и назначила ей церковное послушание.
5 ноября 1841 г. монахиня Олимпиада была назначена казначей, но по-прежнему разделяла труды с простыми сестрами, молилась в церкви, читая акафист Богоматери пред Ее чудотворною Смоленскою иконой. На нее была воздвигнута клевета, что она служит противозаконные молебны, собирая сестер в тайных местах.
Владыка Филарет благословил, чтобы Олимпиада подала прошение о своем увольнении с должности казначеи и 18 ноября 1844г. наложил резолюцию: «К прекращению недоразумений между настоятельницею и сею просительницею, уволить ее от должности казначеи, не в нарекание ни настоятельнице, ни увольняемой, которой и оставаться между старшими сестрами обители». В сентябре 1846 г. Владыка благословил  Олимпиаде для поправления здоровья ехать к родным на Дон. С Олимпиадой согласилась путешествовать Гликерия (рясофорная) (в будущем монахиня Ангелина).
Старец Зосима, приняв их в Киево-Печерской Лавре, сказал: «ах, какие у меня гости дорогие, обе игумении!»
20 мая 1847 года Олимпиада и Гликерия вернулись в Аносино. Олимпиаде дали келью рядом с Гликерией. Игумения была к ней благосклонна, и жизнь ее в монастыре текла спокойнее прежнего.
В 1848 г., на третьей неделе великого поста, монахиня Олимпиада была вызвана к митрополиту Филарету. Он объявил о назначении ее в настоятельницы коломенского Успенского Брусенского девичьего монастыря.
«Тебя, - сказал святитель,- если положишься во всем на Бога, Он наставит, просветит, даст тебе и ревность и силы трудиться к пользе обители».
Благословляя ее в путь, сказал: «вручаю тебя покровительству Матери Божией, посылая в обитель честного ее Успения. Там есть Казанская чудотворная древняя икона, прибегай к ней. Я буду молиться за тебя». Владыка благословил взять с собой в Коломну Гликерию, постричь ее в мантию и назначить казначей.
Олимпиада отправилась в Аносинскую пустынь; там, помолясь в келии, в которой жила и скончалась игуменья Евгения (Мещерская), мирно рассталась со всеми. В среду Крестопоклонной недели (17 марта 1848 г.) игумения Олимпиада прибыла в Коломну вместе с Гликерией, которая через год была пострижена в мантию с именем Ангелина, позже, 18 сентября 1852 года, назначена казначей.  
В сентябре 1848 года митрополит Филарет посетил Коломну. Осмотрев Успенскую церковь, единственную в обители, оставшуюся после пожара 1698 года, и прочие строения, высокопреосвященный сказал игумении: «У тебя и храм, и почти все строение ветхо, а суммы наличной так мало». Ободрил ее: «Имей веру живую, несомненную, и Господь, по предстательству Пресвятой Богородицы, во всем тебе поможет».
В 1852 году, 25 мая, в неделю Всех Святых заложен возле монастырской колокольни новый обширный храм Воздвижения креста Господня, с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста.
При  Олимпиаде была выстроена просфорня, отремонтированы древний храм и кельи, устроены подворья с огородами, скотным двором, фруктовым садом, открыта общая трапеза для сестер.
Устроение духовной жизни в монастыре. В день своего поставления в игумении 12 марта 1848 г. матушка Олимпиада получила от Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета  «Устав Новгородского первоклассного Юрьева общежительного монастыря», как руководство к устроению монашеской жизни в обители. Кроме того она имела опыт, неся послушание в общежительной Аносиной пустыни. И в Коломне все свои усилия она приложила, чтобы организовать в жизнь обители на строгих общежительных началах.
В первую очередь настоятельница заботилась о благолепии храма и церковного Богослужения. Матушка наставляла сёстёр чаще посещать храм, не отвлекаясь рукоделием от церковных богослужений: «Ищите прежде царствия Божиего и правды Его, сие же все, т.е. временные блага, приложатся вам (Мат. VI, 33). На все найдется время после церковной молитвы, и в работе будет более успеха»
Улучшая хор, Олимпиада более заботилась, чтоб пение, кроме отчетливости в словах, выражало молитву и умиляло предстоящих.
В церковных службах она не допускала спешности или пропусков, требуя, чтобы устав церковный исполнялся в точности. «Матушка! ведь к вам бы в церковь больше ходило богомольцев, если бы у вас меньше и скорее читали, а то долга служба»,- говорили некоторые из прихожан. На это она отвечала: «Нам было бы грешно в угождение людям изменять чин обители. Пусть к нам ходят те только, кто не ленив молиться, а на всех-то и не угодишь».
В 1866 году установлено в монастыре неусыпаемое чтение Псалтыри, с поминовением сестер и благотворителей. Над каждым послушанием поставлена была старшая монахиня. Отлучки из монастыря без особой надобности никому не дозволялись. Виновных матушка всегда вразумлялa наедине. Некоторые из сестёр после говорили: «Наша матушка прозорливая». Если же которая из монахинь или послушниц упорствовала в своеволии, игумения Олимпиада собирала сестёр в церковь и вызывала пред себя виновную. Объявив сёстрам, в чём дело, говорила: «...Убедите же теперь её к сознанию своей вины и к покорности властям, помолитесь о ней. Враг не терпит мирной жизни между нами... она, бедная, не замечает, что слушает врага и действует в урон своему спасению». Раскаявшуюся сестру она умела так ободрить, что та, как бы оправившись после тяжёлой болезни, с новыми силами и усердием начинала нести возложенное на неё послушание.
Игумения Олимпиада была замечательная подвижница. Живая вера в Бога и смирение — вот главные, отличительные черты ее благочестия. Она говорила: «Матерь Божия, видя усердные наши молитвы и наши нужды, сама невидимо пошлет благодетелей, которые исполнят потребное, а лишнего нам не должно и затевать». В монастыре не было благословения посылать сестер за благотворительными сборами, что сохранилось до конца существования обители.
Сила веры обнаружилась в ней во время пожара, случившегося в монастыре ночью 13 сентября 1856 года. Игумения Олимпиада с сестрами  вынесла Казанскую чудотворную икону из храма, став прямо против пожара, и ветер мгновенно подул в другую сторону и бедствие прекратилось.
25 лет была игуменией Брусенского монастыря матушка Олимпиада, не щадя ни сил, ни здоровья своего в трудах по благоустройству обители. «За неустанное попечение о внешнем и внутреннем благоустройстве монастыря и отличное благонравие», по удостоению Святейшего Синода, 17 мая 1868 года была награждена наперстным крестом. Также преподано ей благословение Святейшего Синода 23 марта 1871 года.
В 1872 году игумения Олимпиада часто думала о том, как бы оставить настоятельство, и хотела уже подать прошение об увольнении от должности по болезни, но одно удерживало ее от подобной решимости – воля митрополита Филарета, который запретил ей когда-нибудь проситься на покой. «Нет, я желал-бы, отвечал он, чтоб ты и по смерти моей не оставляла своего служения, до тех пор, пока сам Господь позовет тебя на вечный покой. Это будет полезнее для твоей души: ведь ты не мне служишь, а Богу». Помня предсказания старца Зосимы, матушка, в ожидании последнего, т. е. 25-го года своего игуменства, все свои дела старалась поскорей устраивать и все задуманное или начатое кончить непременно к этому году. Например, кого желала постричь в мантию, она спешила постричь великим постом 1872 года.
Монахиня Ангелина в должности казначеи монастыря, была правою рукою ее, заменяла  в отсутствие, или во время ее болезни.
Монахиня Ангелина, в крещении Гликерия, была годом старше Олимпиады, родилась в 1810 году. Родители Захар и Марфа Марковы, были из дворовых людей княгини Мещерской.
Гликерия, оставшись сиротою в  пять лет, была взята на воспитание своею помещицей княгинею Евдокией Николаевной Мещерскою. Находясь при ней, Гликерия обучалась чтению, письму и шитью золотом, навыкла стро¬гому послушанию и, в  десять лет уже пела на кли¬росе, имея очень хороший голос.
После кончины игумении Евгении, Гликерия, была определена в число сестер Аносина монастыря, и пострижена в рясофор 12 декабря 1838 г., на 28 году ее жизни. “Меня и в молодости считали старицею сестры обители и монахини, обращаясь ко мне за советами с уважением и доверием. Такое внимание было не мною приобретено”, прибавляла Гликерия — “я не приписываю себе этой чести, но, бывши долгое время под мудрым водительством подвиж¬ницы—игуменьи Евгении, мало по малу усвоила ее советы и рассуждения по отеческим писаниям, приучилась и в самом образе иноческой жизни подражать ей, например, свято исполняла ее наставление, что инокам не должно снимать пояса и вообще одежды даже и ночью, для всегдашней готов¬ности к молитве, трудам, или на страшный Божий суд”.
В отношении к сестрам, монахиня Ангелина была как Ангел мира, была любима сестрами и любила их. Она говорила сестрам, чтобы избегали пресыщения в пище, непременно приучили себя в 12-й полуночный час пробуж¬даться на молитву: “Вы хотя пять земных поклонов сделайте и прочтите молитву Господню: «Отче наш», да только поусерднее, от глубины сердечной,—про¬слезитесь, умилитесь, и Господь услышит вас”. Она всегда учила тому, что строго выполняла сама.
Блаженной па¬мяти игумения Олимпиада, скончалась 5 апреля 1873 г., оставив после себя прошение к начальству о назначении Ангелины в преемницы ей по управлению обителью.
Восьмого мая 1873 г., в день особо чтимого ею святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, монахиня Ангелина была возведена в сан игумении.
Игумения Ангелина отошла  ко Господу 19 января 1878 года, погребена рядом с игуменией Олимпиадой, за Алтарем благолепного Крестовоздвиженского собора, в заранее устроенном склепе, как ее духовный друг и достойная преемница.
Таким образом, благословением святителя Филарета и трудами игумений Олимпиады и Ангелины, в 80-х годах 19 века Успенский Брусенский девичий монастырь являлся образцовым, с хорошо налаженной духовной и хозяйственной жизнью, насчитывал более 200 насельниц.
В 1922 году монастырь был закрыт. Его насельницы пострадали в период гонений 30-х годов, пять из них причислены к лику новомучениц и исповедниц Русской Православной Церкви.
Крестовоздвиженский собор, построенный при игумении Олимпиаде был превращен в овощехранилище, снесены купола, колокольня.
Духовная жизнь в обители восстановлена в 1997 году. В 2022 году, через 100 лет после закрытия монастыря, возобновлены Богослужения в Крестовоздвиженском соборе.

Использованная литература:
1.Григорий (Воинов-Борзецовский), архим.  «Игумения Олимпиада, настоятельница коломенского Успенско-Брусенского монастыря». // Сборник для любителей духовного чтения. -  Ч.2 - М.- 1889-1890.
                  2.Григорий (Воинов-Борзецовский), архим.  «Игумения Ангелина, настоятельница коломенского Успенско-Брусенского монастыря». // Сборник для любителей духовного чтения. -  Ч.2 - М.- 1889-1890
                        3.Святитель Филарет, митрополит Московский. Переписка с современницами. СТСЛ, 2013.



02.06.2023