Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 5-ю Великого Поста преподобной Марии Египетской

 

Внимательно прочитаем житие святой Марии Египетской, назидаясь ее святым образом, сияющим через кроткие, трепетные слова рассказа старца Зосимы, собеседника святой, ставшим автором ее жизнеописания!

Обращение Марии к Богу после многолетнего томления во грехе стало для всех поколений христиан образцом покаяния и спасительного  исправления воли и мысли. Душа, любовь которой мельчала и оскудевала в своем ложном и мертвящем стремлении к временным удовольствиям, уязвилась любовью к Небу. Зов души к Богу о помощи вырваться из пучины греха родил ответный зов Бога к подвигу самоотвержения и преодоления в себе ложных движений сердца и ума.  Преподобная Мария ушла в пустыню, где из блудницы телесной и язычницы по устроению ума и воли претворилась в умную жертву Отцу Небесному, стала верной Ему дочерью, обретшей ангельские черты.

Благодать Божия вывела душу Марии из демонической ночи плотского греха и наставила на спасительный путь покаяния – обновления Благодатью Божией. Море милосердия Бога, открывшееся блудной душе, заполнило волнами благодати бездонные просторы сердца Марии. И как прежде желала она греха, так в пустыни душа ее жаждала Правды. Как порок ранее лукаво ненасытно насыщал ее, так и в ответ на ее мало кем-либо еще повторенный подвиг телесной аскезы Христос, Свет Светов и Истинное Ястие и Питие, даровал ей Свет, наполняющий, утешающий, озаряющий, вдохновляющий, надмирно насыщающий.

Аскетические подвиги родили в святой Марии внутреннюю свободу от страстных движений сердца и плоти, очистили ум, который стал прозрачным для Божией благодати, высоких мыслей и знания истинного Богословия. Не случайно, Преподобная беспрепятственно цитировала Священное Писание. Внешний ее человек сгорел под палящими лучами бесстрастного солнца пустыни, дав жизнь человеку внутреннему, взращенному истинным Солнцем Правды – Христом Спасителем.

Подвиг Марии поражает своей решительностью и бескомпромиссностью борьбы с грехом, на веки став примером христианского выбора воли с предельным ее напряжением: Бог, и только Бог!

Мир не принимает такую логику жизни. Он видит опасность для себя в ней, потому что она взламывает бесовский код греховного, губительного для души понимания мира, не желающего пролить кровь эгоизма и принять дух молитвы. Плотской грех, паразитирующий на теле человеческой души, особо опасный для нее, душит ее, но Мария смогла его победить в себе, преодолеть его ослепляющую силу и возжелать чистым желанием Истинной Любви, стать насельницей мира истинной Жизни.

Образ святой Марии поучителен всем поколениям христиан. Потому что блуд тела лишь отражение заблуждения души, нашедшей иный объекты любви, новые идолы, заменившие ей любовь к Богу. Рассеивая свое внимание на ложные образы, порождаемые чувствительным сопряжением с дебелой плотью, ум блудит, предавая истинную цель бытия – Надмирного Единого. Найдя удобство в тварном, погружаясь в круговорот событий, образов и переживаний, ум нисходит вниз, отвыкая от своего естественного состояния – стремления горе́. Все естество Марии, внутренне и внешнее, в покаянии сотряслось в ужасе от ясного осознания смертоносности такого предательства и блуда в пространстве умных энергий. Тело было изнурено аскезой, чтобы возгорел дух, ярко и чисто.

Христианин призван к решимости в борьбе с темными проявлениями падшей человеческой природы, носителем которой является каждый из нас. Примером такой почти огненной, беспощадной борьбы с собой и служит личность и аскетический подвиг преподобной Марии. Такая решимость позволяет отрезвляющейся душе быть открытой к животворящему Огню Небесному, Который есть Сам Бог. Эта решимость души отражает истинное покаяние; такая душа особо видна Богу.

 

24.03.2018