Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 3-ю Великого Поста


В Великий Пост тема Креста является центральной. Православный христианин призывается к углубленным размышлениям о смысле человеческой жизни, свободы и страданий человека и его перспектив в Вечности.

Крестная Жертва Спасителя есть жертва освящения и восстановления, в которой Богочеловек приносит Богу Отцу все творение для того, чтобы Отец оживотворил его в Духе Святом. Крест есть истинная Пасха как «переход» творения в Царство Божие. В Своем Воплощении Сын Божий принял в себя все смерти, даже все муки всех без исключения людей на всем протяжении времени и пространства этого мира. Страдая человеческою природою, Он и смирился по-человечески. Тогда Жизнь смогла поглотить смерть, бездна ненависти была поглощена бесконечной бездной любви. Святитель Григорий Назианзин восклицает: «Ничто не сравнится с чудом моего спасения: несколько капель крови обновляет всю Вселенную» (Слово 45, на Пасху).

В VII веке преподобный Максим Исповедник засвидетельствовал, что «Крестная смерть Христа есть суд над судом». В этих словах раскрывается безграничность Божией Любви к человечеству и отдельному человеку - Любви, критерии которой вне узости земной правды с характерными для нее корыстью и превозношением. Эта Любовь  - всеобщее прощение, справедливость которого есть милосердие. Источник Небесной Любви - в Кресте, истинном древе жизни, восстановленной оси мира, в которой все творение приобретает новую устойчивость.

Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся Христу Воскресшему и исповедуем веру в окончательную победу Жизни над всяким изъяном падшего мира, болезнь которого концентрируется в смерти. В свете вечно воскрешающего Блага мировое зло, подло прикрывающееся личиной квазидобра, обличается и, обнаруживая себя таким, какое оно есть, рассеивается.

Хотя в этом падшем мире зло временно побеждает, Крест Господень, воздвигнутый на лобном месте нашего сердца, есть уже начало той победы, которая завершается в нашем со-распятии и со-воскресении Сыну Божию. В этом временном торжестве зла, в самом его эпицентре, на вселенском Кресте торжествует вечное Добро. Поэтому православный христианин не может не простираться ниц перед Крестом в благодарности за спасение и истинную радость жизни во Христе Иисусе.

10.03.2018