Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 2-ю Великого Поста

   Второй воскресный день в период Великого Поста посвящен памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. 

   Трудами этого величайшего святого поздней Византии, совместившего интенсивную интеллектуальную жизнь с созерцательным подвигом монаха-аскета, Православная Церковь обогатилась не только высоким богословием таинственных созерцаний глубин Божией Премудрости и Любви, но и ясно сформулированным обоснованием практики личного благочестия, находящего свое предельное воплощение в монашеском делании исихастов. Плодом его религиозных трудов стало богословие Фаворского света, основные принципы которого были заложены святителем в многолетней полемике с еретиком Варлаамом об аскетической традиции исихазма. Спор получил также богословское измерение и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света. Святитель доказал, что Бог пребывает всей Полнотой Своего Божества в этом мире в Своих энергиях. Сам мир создан именно творческим волением, т.е. сотворён этими энергиями. Человеческое естество и Божие не взаимопересекаемы. Если во Христе они были соединены через Божественную ипостась Слова — личность Христа, то человеческая личность является тварной. Однако, причащаясь Телу Христову и тем самым приобщаясь Божественной жизни, человек т.с. «со-направляет» свои энергии энергиям Бога. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения получило в богословии Паламы наименование «синергии». Благодаря ей человек по милости Божьей всей полнотой своего существа, именно посредством нетварных энергий, усвояет Бога и усвояется Богом. Так человек становится богом, богом не по существу, но по благодати. Таким образом, святитель Григорий вероучительными предпосылками закрепил сердечную надежду каждого православного христианина на возможность личного обо́жения на спасительном пути соединения человеческих волевых усилий с преблагой Волей Божией. Поэтому для каждого христианина жизненно важно научиться совмещать свою волю и мыслительную деятельность с Божиим Промыслом, Которым каждое мгновение бытия творится Воля Бога. В исполнении этой Воли есть истинное счастье и смысл присутствия человека в земном мире.

03.03.2018