Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА о монашеском постриге (Еф.6:10-17)


Этот текст апостольского послания к Ефесянам читается на монашеском постриге. В своей символике он заключает глубочайший смысл, который можно постичь лишь в личном опыте иноческого жития. Однако с учетом высокого идеала, который  несет в себе монашество, его знание и понимание важно для всех православных христиан.

Внутренняя тональность монашеского пострига – это, в первую очередь, покаяние. От имени постригаемого звучат тексты, которые воспринимаются как одна развёрнутая метафора покаянного плача будущего инока о совершённом, а также смиренной мольбы ко Господу о прощении: «Верою, паки рождения же банею, омывый мя от прародительные клятвы, ныне омый слез источниками, оскверненного лютыми грехопадениями» (3-й тропарь 5-ой песни канона на утрени перед постригом). А в оглашении, помещённом в Последовании великого и ангельского образа, прямо говорится о всесовершенном прощении грехов постригаемого: «Виждь, чадо,... от грехов твоих очищаешися и сын света бывавши и Сам Христос Бог наш срадуется со святыми Своими ангелы о покаянии твоем». Прощение грехов, очищение от них является плодом т.с. «второго крещения», т.е. рождения постригаемого для жизни в Церкви в новом качестве. И сила перерождения, или обновления, такова, что один из отцов-пустынников когда-то сказал: «Силу, которую я видел сходящей на крещаемого, я видел также и под монашеским облачением в момент пострига». Свидетельством кардинально нового существования человека после пострига является смена имени, а в греческой традиции - даже фамилии.

Чтения на постриге именно отрывка из послания к Ефесянам весьма не случайно. Апостол призывает христиан, принявших крещение во Имя Господа Иисуса Христа, к новой жизни в Боге, укрепляться Его безграничной Силой в борьбе с духами злобы. Решимость в верности Господу и стоянии в Его благодати, о чем говорит апостол, соотносится с энергией, подаваемой новопостриженному иноку для сугубых усилий на поприще подвига самоотречения и следования заповедям Божиим. Этот подвиг жизни требует, в первую очередь, крепости веры, упорство в молитве, покаяния в грехах – все то, что нужно любому христианину, но теперь уже в условиях сознательного отказа от всего малозначимого и даже опасного для духовной жизни.

Признавая, что христианский идеал, само спасение принадлежат всем членам Церкви Христовой, будем помнить об этих апостольских словах и стараться не извинять себя и свои слабости условиями мирской жизни, особенно в больших городах.

27.03.2018