Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в публикациях периодической печати конца ХIХ- начала ХХ веков.

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в публикациях периодической печати конца ХIХ- начала ХХ веков.
    Борисоглебский Аносин женский ставропигиальный монастырь, основанный в 20-е годы XIX века, является по меркам Центральной России молодой обителью. Строгий устав (Феодора Студита), введенный в монастыре, предопределил то, что насельницы жили обособленно, не принимая гостей и паломников.  
     В конце XIX века монастырь стал открывать свои ворота для богомольцев. Этому способствовал рост числа паломников и туристов, посещающих соседние древние обители - Саввино-Сторожевский и Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальные мужские монастыри. Также окрестности Аносина монастыря стали активно осваивать дачники.  Монахини и послушницы, ранее только выполнявшие послушания в стенах обители, постепенно включались в благотворительную и просветительскую деятельность.
     Социальные инициативы Аносина монастыря в центре внимания большинства публикаций об этой обители. Авторы статей приветствовали общественную работу, проводившуюся монастырем, но указывали на её ограниченные масштабы. Для нашего исследования мы использовали два периодических издания: журнал «Московские епархиальные ведомости» (с 1880 года - «Московские церковные ведомости») и газету «Московский Листок». Журнал «Московские епархиальные ведомости» - являлся официальным печатным органом Московской епархии. В нем публиковались распоряжения Святейшего Синода и епархиального начальства, исторические и богословские статьи, материалы о жизни приходов, монастырей и семинарий, биографии выдающихся деятелей церкви, некрологи священнослужителей и т.д. В газете «Московский Листок» публиковались отечественные и зарубежные новости, хроника происшествий. Особое внимание газета уделяла событиям в Москве и Московской губернии. Регулярно специально для туристов и дачников в газете публиковались материалы о достойных посещения красивых и интересных местах Подмосковья.
      В одном из августовских номеров «Московских церковных ведомостей» за 1884 год была опубликована статья «По поводу обновления храма в Аносине монастыре», подписанная инициалами «С.Л.». В статье сообщалось, что 31 июля на территории Аносина монастыря прошло скромное торжество, посвященное обновлению небольшого храма, являвшегося приходским для жителей села Аносино. Внутренняя отделка храма была поручена московскому художнику В. Д. Фартусову, который одновременно занимался реставрацией росписей Благовещенского собора Московского Кремля.  Автор статьи горячо поддерживает выбор именно этого художника для оформления интерьера храма в Аносино и отмечает: «Будучи поклонником русского национального художества, он выработал себе правильный разумный взгляд на задачу своей профессии, с которым мы имели случай отчасти лично познакомиться. Реставрируя стенную живопись Благовещенского собора, г. Фартусов пришел к убеждению, что русское живописное искусство тогдашнего времени стояло на очень высокой степени своего развития, что оно стало упадать со времен Бориса Годунова, когда иностранное западное влияние проникло и в сферу русской живописи. Вдохновляемый идеалами нашего древнего живописного искусства, он руководствуется ими и в своей настоящей практике». Также автор статьи хвалит художника за то, что тот нашел оригинальный подход к украшению иконостаса, вместо того, чтобы покрыть его позолотой, что, по мнению автора, было бы необоснованно дорого, а изящество от такого решения пропало бы. В частности, автор сообщает: «…при устройстве иконостаса в Аносинском храме, он просто расписал его по составленному им рисунку, сообразно с общим характером церковной живописи, что заменило во многих отношениях и самую резьбу; царские же врата он сделал из матовых стекол, вставивши в известных местах обычные иконы евангелистов и Благовещения, а в остальном — просто опять расписавши по тому же рисунку. В общем, вышло просто, изящно, в некотором отношении оригинально и в тоже время дешево». Завершается статья выводом о том, что В. Д. Фартусов следует чётким законам эстетики, подчиненным тем не менее православно-христианским принципам .
     В № 32 «Московских церковных ведомостей» за 1885 год было опубликовано приветствие, сказанное епископом можайским Александром при посещении им Борисоглебского Аносина монастыря 18 июля 1885 года. В своей непродолжительной речи епископ сравнил монастырь с ветвистым садом, в котором растут разные деревья – и дающие плоды, и молодые ещё нуждающиеся в присмотре, и совсем маленькие, только начинающие свой рост, так и среди насельниц монастыря, по мнению епископа, есть окрепшие и утвердившиеся в иноческой жизни, способные руководить и направлять других, есть ещё не окрепшие в иночестве, а есть только начинающие свой путь, нуждающиеся в поддержке, примере и руководстве.    Епископ напомнил монахиням, что они собрались под кров монастыря, чтобы совместно трудиться во славу Божию и собственное спасение.  Епископ отметил, что для совершения постоянных духовных подвигов нужен источник, укрепляющий дух. Таким источником и является храм. Епископ призвал монахинь: «Любите его (храм - А. Л.), прилепляйтесь к нему, чтобы не сделаться сухими негодными ветвями, и не лишиться спасительных плодов ваших святых обетов». В конце речи епископ вновь призвал монахинь помнить святость данных ими Богу обетов, призвал соединяться в единстве веры и духа любви для совместного стремления к нравственному совершенству. После чего епископ благословил всех присутствовавших .
     В неподписанной статье «от нашего корреспондента» под названием «Аносин монастырь» в газете «Московский Листок» от 19 июля 1889 года отмечается, что «паломничество москвичей год от году развивается…». «В былое, еще недавнее время, хождения и даже поездки по святым местам считались подвигом, но при нынешних путях сообщения такие поездки из Москвы становятся прогулками, почему москвичи-паломники забираются даже в малоизвестные уголки губернии» - сообщает автор статьи. Одним из таких малоизвестных уголков, по мнению автора статьи, и является Аносин монастырь. Он отмечает, что Борисоглебский монастырь находится на половине пути из Саввино-Сторожевского монастыря в Новый Иерусалим «и служит перепутьем для богомольцев, идущих и едущих из Звенигорода в Воскресенский заштатный град».  «Прекрасное местоположение общины дает ей право на завидное место отдохновения для путников» - считает автор статьи. Далее автор описывает красоты монастырских окрестностей: пойму реки Истры, протекающей под самым монастырским холмом, рощи, луга, деревни, купола сельских храмов и очертания Новоиерусалимского монастыря на горизонте. Берег реки Истры, отмечает автор, хорош для прогулок, в том числе с детьми.
    Далее в статье кратко описывается история монастыря: утверждается, что Евдокия Николаевна Мещерская, урожденная Тютчева, в 1810 году получила благословение у митрополита Московского Платона на строительство в Аносино храма Живоначальной Троицы. Храм был разорен французами в 1812 году, но уже в 1813 г.  храм был восстановлен с новым приделом Тихвинской иконы Божьей матери, который Евдокия Николаевна устроила в благодарность за благополучно перенесенный шторм на Ладожском озере, в который она попала с дочерью во время паломнической поездки в Тихвин. С 1820 года в селе была образована богадельня на 12 женщин, а с 1822 года – монастырь, названный Борисоглебским в память ее зятя Бориса Ивановича Озерова. В 1867 году храмы монастыря были отреставрированы и богато украшены резными дубовыми иконостасами на средства владельца суконной фабрики Павла Григорьевича Цурикова. Он же подарил монастырю и самый большой колокол на колокольню. Собственно, сельский храм при монастыре являлся маленьким приделом во имя св. Дмитрия Ростовского. В этом приделе местный причт и совершал приходские требы, которые по уставу нельзя было совершать в монастырской ограде.
     К моменту написания статьи в монастыре насчитывалось более ста монахинь. При монастыре была монастырская гостиница, которую автор рекомендует как безукоризненно чистую, в которой чувствуется женская заботливость о помещениях. Сестры принимали заказы на шитье золотом по бархату и на иконописание, но никаких реликвий в монастыре не было, сувениры не продавались, а церковная лавка отсутствовала вовсе.   Хозяйство монастыря автор статьи оценивает, как образцовое, особенно с момента приобретение монастырем бывшего имения Кологривова. В деревне Падиково существовала церковно-приходская школа, которая относилась к Аносину монастырю, но, как выяснил автор статьи, Аносин монастырь выделял на неё только 25 рублей. Сама же школа была создана трудами одного из священников Аносина монастыря о. Иоанна Бобцева, жертвовавшего на неё из своего кармана 105 рублей. Остальные деньги на школу приходили от братства св. Кирилла и Мефодия - 75 руб., столько же от учеников и от благотворителей – 50 рублей .
     В другой статье, опубликованной в «Московском Листке» в 1913 году, рассказывается о поездке автора, отмеченного инициалами Ю. К., от железнодорожной станции «Снегири» в Аносино. Он описывает, что монастырь окружен старинной белой стеной с башнями. На территории обители уютно и поддерживается образцовый порядок. Автор отметил отменные огороды и вычищенный лес. Всё это делалось руками самих монахинь.   В статье упоминается 80 летняя игуменья Иоанна. Автор отмечает, что монастырь считается строгим и «во всём виден глаз – опытный и умелый».
Автор оценивает количество монахинь и послушниц примерно в 100 человек. Он отмечает, что монастырь очень богатый, ему принадлежат гостиница, школа и солидные хозяйственные постройки .
     Как следует из публикаций «Московских церковных ведомостей» Борисоглебский Аносин монастырь жертвовал денежные средства на благотворительные нужды. Так на составление училищного фонда в 1910 году от Аносина монастыря поступило 50 рублей. Для сравнения, столько же пожертвовал Саввино-Сторожевский, Владычный монастырь в Серпухове и Ивановский монастырь в Москве. Меньше всего (по 10 рублей) пожертвовали Никольский единоверческий монастырь и Борисоглебский монастырь в Дмитрове, а больше всего – Троице-Сергиева Лавра (7500рублей), Иосифо-Волоцкий (2500 рублей) и Николо-Угрешский (800 рублей) монастыри . Такую же сумму Аносин монастырь внес в училищный фонд и в 1913 году .
     Всего лишь за год до революции, в феврале 1916 года, в официальном отделе «Московских церковных ведомостей» было опубликовано распоряжение, касающееся Аносина монастыря. Монастырь был передан из первого благочиннического округа во вновь образованный второй благочиннический округ .
     Изучив ряд публикаций из журнала «Московские церковные ведомости» и газеты «Московский Листок» за 1889 и 1913 годы, мы приходим к выводу, что к рубежу XIX-XX века Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, небольшой и изолированный от внешнего мира в первые десятилетия своего существования, постепенно превратился в значимый духовный, туристический и паломнический центр Московской губернии. Удачное расположение монастыря на живописном берегу реки Истры по дороге из Саввино-Сторожевского монастыря в Новый Иерусалим обеспечивало монастырю постоянный приток гостей: паломников, туристов, дачников и любителей отдыха на природе. Вероятно, эта тенденция должна было сохраниться и в дальнейшем, что подвигло бы монастырь расширять гостевую инфраструктуру, но революция 1917 года не дала этому свершиться.

02.06.2023