Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

БЕСЕДА в день празднования Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Смысл Праздника Введения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии сугубо созерцательный, тесно связан с вероучением, а также с осмыслением путей человеческой души в перспективах Вечности.

Богословский смысл Праздника очень подробно и чрезвычайно глубоко раскрыт святителем Григорием Паламой в его слове ««На Введение во храм Пресвятой Богородицы». Говоря о причине введения трехлетней Марии в Святая святых Иерусалимского храма, святитель Григорий пишет: «.…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Догматический смысл празднества переплетается с символическим. Иерусалим, «город Великого Царя», как прославляет его псалмопевец Давид, «радость всей земли» (Пс. 47:3; Пс. 121) и святой город (Неем. 11:1,18; Мат. 4:5; 27 53), есть символ града Бога живого, Иерусалима небесного (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2), города будущей жизни. По сути, земной Иерусалим есть отражение надмирного града богочеловечества и всякой спасенной твари, или по-другому, род человеческий в своей небесной, предельно идеальной явленности. А Иерусалимский храм – образ, предельно фокусирующий собой идею такого мира, который безгранично пронизан Божиим светом.

Поэтому трехлетняя Дева становится прообразом сакрального восхождения души по ступеням бытия в пространство горнего Иерусалима, мир праведников, убеленных жертвенной Кровью Божественного Агнца. Две тысячи лет назад Мария удивила присутствовавших священников своим уверенным, без оглядки, восхождением по пятнадцати ступеням к входу в храм, за которым последовало ее удивительное введение первосвященником в Святая Святых. Таким же образом человеческая душа, окрыленная призывом Бога Живого и предизбранная для сего премудрым Промыслом, стремительно восходит на своих мистических путях по обителям Отца Небесного в главный храм мира, где кроме Бога и Его Света-Воли нет ничего; в тот мир, где каждая душа полна Богом и дополняет собой хор сердец, составляющих спасенное человечество.

Дева была посвящена Богу, и вскоре Она сподобилась благовещения и осенения Духом Святым, от Которого родился в мир Бог Слово. Подобным образом и благодатное возрастание души означает вынашивание и порождение в сердце Христа в полный возраст. Но это, если использовать богословский словарь святителя Григория Нисского, «девственное отцовство» души невозможно без вхождения в Церковь - спасительное и животворящее пространство Бога на земле.

Из высоких смыслов Праздника Введения нельзя не сделать весьма простой и глубочайший вывод: понять свое место и смысл в мире, радоваться Богу и Его миру невозможно без обращения к Нему, а также непрестанного усилия в молитве и добродетелях. Высшим же примером такого служения Божией Правде является Пресвятая Дева Мария.

Здесь находим широкий назидательный характер празднуемого события из жизни Богородицы. Начало жизненного пути Той, Кто была предъизбрана для высочайшего служения воплощению Бога Слова в мире падших людей, было положено в храме Царя Небесного: трехлетняя Дева, родившаяся от престарелых родителей, вводится в Иерусалимский храм и посвящается Творцу.

Этот эпизод имеет глубокое педагогическое значение для формирования у родителей и детей серьезного религиозного подхода не только к процессу воспитания, но и всей жизни в целом. Примером, ориентирующих православных христиан в этой плоскости жизни, служит Пресвятая Дева и Ее честные родители.

Однозначно, только четкая мировоззренческая позиция родителей на основе глубокой церковности и живого религиозного чувства может определить правильный вектор развития личности ребенка. Направление его жизненных путей, характер самих внешних обстоятельств, сопровождающих формирование человека, пусть не во всем, но во многом, определяются волевыми усилиями родителей. И эти пути ребенка должны пролегать через храм Божий.

Церковность, формирующаяся духом Церкви в семейной среде и активным участием в богослужебной жизни общины, выстраивает четкую иерархию ценностных ориентиров ребенка. Такое воспитание невозможно без искренности, т.с. натуральности отношения к Богу и ближнему, без наигранности и лицемерия, имитирующих богатую внутреннюю жизнь. И только мыслящий ум и верующее сердце, избавившиеся от наивного доверия различным педагогическим технологиям, готово отдать свое чадо в руки Промысла Божия и животворящей силе благодати. Потому что скорее не образование, а дух Церкви воспитает в человеке личность, верного ученика Христова и достойного гражданина земного Отечества.

Для христиан воспитание детей - это не только долг, природа которого коренится в самом человеческом естестве, но и одна из форм поклонения и служения Богу. Такой завышенный смысл воспитания обязывает, однозначно, ко многому.

03.12.2017