Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
  • Главная
  • Новости
  • В Аносиной пустыни молитвенно почтили память основательницы обители Игумении Евгении (Мещерской)

В Аносиной пустыни молитвенно почтили память основательницы обители Игумении Евгении (Мещерской)

16 февраля 2017 года, в день памяти святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, исполнилось 180 лет со дня кончины приснопоминаемой основательницы и устроительницы Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря Игумении Евгении (Мещерской). В этот же день 4 года назад, отошла ко Господу насельница обители монахиня Серафима(Голубцова).

Память почившей настоятельницы и насельницы обители молитвенно совершали в этот день за Божественной Литургией. На заупокойной  ектение, служащий монастырский священник, протоиерей Владислав Сысолятин, сугубо поминал почивших насельниц, за богослужением молились сестры и прихожане обители.

После совершения богослужения, на могилках почивших настоятельниц, возле алтарной части Борисоглебского предела Троицкого собора, была совершена заупокойная лития, на которой поминались приснопамятные игумения Евгения и монахиня Серафима со всеми почившими насельницами Борисоглебского монастыря.

В конце всем молящимся была предложена поминальная монастырская трапеза.


Игумения Евгения(Мещерская),    в миру Евдокия Мещерская, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.

Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией.

Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном. Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей. Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам.

В 1837 году, в возрасте 63 лет, основательница монастыря и его первая игумения, матушка Евгения, скончалась и была погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба.


Монахиня Серафима(Голубцова), наделенная прекрасной памятью, духовным опытом, любовью к Богу, людям и родной обители, В монастыре исполняла послушание экскурсовода, вела переписку с заключенными, с особым трепетом несла ежедневную чреду чтения Неусыпаемой Псалтири. В последний год жизни Господь послал матушке крест болезней, который она приняла с неизменным мужеством и благодарением. Не имея возможности физически присутствовать при богослужении, она благоговейно следила за его ходом, находясь в келье, неопустительно выполняла и свое келейное монашеское правило. Монахиня Серафима скончалась на второй день после праздника Сретения. Знаменательно, что в тот же день отошла ко Господу и основательница монастыря  игумения Евгения (Мещерская).

М. Серафима  прожила насыщенную жизнь, всецело посвященную самоотверженному служению Господу. Своими воспоминаниями о ней делится племянница м. Серафимы Инна Ивановна Апухтина.

           Нина Ильинична Попова – так звали монахиню Серафиму до замужества и до пострига – родилась 20 октября 1928 года в селе Большая Грибановка Воронежской области. Нина была 10-м ребенком в семье. Родители Нины Илья Васильевич и Аграфена Ивановна были крестьянами, глубоко верующими людьми. В семье Поповых было 11 детей (2 мальчика и 2 девочки отошли ко Господу младенцами), и жили они очень бедно. Поэтому в 1933 году Илья Васильевич, отец Нины, уезжает в Москву на строительство метрополитена, а вскоре вслед за ним переезжает вся семья. Они поселились в бараке в Марьиной Роще. Несмотря на стесненные жилищные условия, Нина каждый класс средней школы оканчивала с Похвальной грамотой. Окончив школу с золотой медалью, она поступила в химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, который она также с отличием закончила. Нина была очень активной студенткой: альпинистка, капитан 1-й сборной команды по волейболу. По нескольким видам спорта у нее были спортивные разряды. Веяния советской действительности коснулись и ее – в это время религиозной жизнью она не жила. После окончания института Нина несколько лет работала в Кировской области на военном заводе.

            В один из приездов Нины в отпуск в Москву у нее была очень серьезная беседа с ее старшим братом Иваном. Иван окончил Военно-Воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, стал военным летчиком, прошел всю войну и на войне глубоко уверовал в Бога. В 50-е годы он ушел из армии по религиозной причине, и его рукоположили в иерея. Его лишили воинского звания, всех полученных на войне наград, военной пенсии. Во время своей беседы с братом, Нина  по-видимому узнала о Боге самое главное. И узнала по-настоящему. Ее духовный отец иеросхимонах Сампсон, к которому она стала ездить в Псково-Печерский Успенский монастырь, говорил, что вера у нее твердокаменная. 

            Позднее Нина возвращается в Москву и поступает на очное отделение аспирантуры Московского химико-технологического института. В эти времена я, школьница, помню, как мой отец, директор научно-исследовательского института, говорил моей маме, старшей сестре Нины: «Скажи своей сестре, чтобы прекратила ходить в Церковь. Иначе ее отчислят из аспирантуры». Вместе с женой брата иерея Иоанна, матушкой Валентиной, (а иногда и одна) она много ездит по святым местам. Два или три раза была в Грузии у св. Мощей своей небесной покровительницы св. равноапостольной Нины.

           У Нины возникла мысль посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь и стать монахиней. Она испросила на это благословение у старца Одесского Успенского монастыря прп. Кукши, и он благословил ее на это. Однажды во время поездки Нины в Пюхтицкий монастырь, очевидно, благодать очень сильно коснулась ее сердца, и она решила не возвращаться в Москву и остаться в монастыре. Утром ей дали послушание мыть пол в храме. А блаженная, которая была в монастыре, подошла к ней и сказала: «Катионы-анионы… Вот некоторые в монастырь думают пришли, а потом замуж выходят». Нина подумала: «Про кого это она мне говорит»? А через несколько дней она вернулась в Москву из-за того, что были какие-то неурядицы с документами.

            Потом начались хрущёвские гонения: монастыри закрывали. Духовные руководители сказали Нине, чтобы она выходила замуж и предсказали, что монахиней она будет в конце жизни. В 1967 году Нина вышла замуж за прихожанина Церкви свт. Николая, что в Кузнецах, Сергия Голубцова. Духовным отцом избранника Нины был архимандрит Иоанн Крестьянкин. Когда Сергий с Ниной приехали к нему за благословением на брак, о. Иоанн, благословляя их, сказал: «Сережа, выражаясь мирским языком, ты женишься на дочери миллионера». Этими словами он одобрил выбор своего духовного сына. Они прожили в браке 39 лет.

            Сергий поступил учиться в Духовную Семинарию, а потом в Московскую Духовную Академию. Был рукоположен во диакона,  а затем стал протодиаконом. Он прослужил 25 лет в храме прп. Пимена Великого, и 40-й день его кончины пришелся на день прп. Пимена Великого. Наряду с богослужебными обязанностями, о. Сергий много работал в библиотеках, архивах. Став церковным писателем, он скрупулёзно изучал крестный путь профессоров Московской Духовной Академии в эпоху большевизма, подготовил материалы в для канонизации проф. МДА прот. Илии Громогласова и последнего из преподавателей прот. Сергия Голощапова. Оба преподавателя были канонизированы. Труды о. Сергия удостоены почетного диплома фонда митр. Макария Булгакова.

            Нина принимала большое участие в трудах своего супруга, редактируя, печатая и иногда даже распространяя его книги. Почти всегда работа у них заканчивалась глубокой ночью. В это время она ежедневно бывала на богослужениях, хотя храм был расположен далеко от дома и надо было ехать на метро с пересадками.  Нина активно участвовала в жизни прихода, организовала «двадцатку» из прихожан храма по чтению Псалтири. И по сей день Псалтирь читается, вот уже около 20 лет. Приход храма окормлял детский дом, и Нина часто приходила к детям: рассказывала им о Боге, участвовала в их крещении, пекла и приносила им пирожки, покупала школьно-письменные принадлежности. Прихожане с большим уважением и любовью вспоминают о ней. Но  помня о своей мечте стать монахиней, Нина иногда с грустью говорила мне: «Интересно, когда же наступит этот конец жизни?»

            В июле 2006 года о. Сергий и матушка Нина приехали в Аносину пустынь, чтобы некоторое время побыть за городом, на воздухе. 1 августа о. Сергий поехал в Москву, чтобы служить всенощную на пророка Илию. Во время богослужения Господь Бог забрал его к Себе, а матушка Нина Промыслом Божиим осталась в монастыре, впоследствии приняла постриг с именем Серафима. Мечта ее молодости сбылась, и получилось, что к ней она шла почти всю свою жизнь.

            В монастыре м. Серафима подвизалась 6,5 лет. Она пыталась работать над собой. Иногда в мои редкие посещения жаловалась, что бывает очень нелегко. На что я отвечала ей словами моих духовных руководителей: «Ты смиряйся. Вот и болезнь тебе дана для смирения». Она отвечала: «Я знаю. Только трудно очень». Господь призвал к Себе м. Серафиму 16 февраля 2013 года, в день прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

            Для каждого христианина очень важно свою земную жизнь прожить правильно. Мне кажется, что мон. Серафиме посчастливилось сделать это. Вектор ее жизни все время был направлен в одну сторону. Я глубоко надеюсь, что Господь Бог упокоил душу мон. Серафимы в Своих прекрасных обителях: «В месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь безконечная».

   

16.02.2017

Фотографии