Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Насельницы Аносиной Борисоглебской пустыни в истории возрождения Московского Ивановского монастыря во второй половине XIX века

Доклад на научной конференции
«Аносина Пустынь – 200 лет служения Богу и ближним»
(26-27 мая 2023 г., Аносин Борисоглебский монастырь)

Феонилла (Харченко), монахиня
Московский Иоанно-Предтеченский
ставропигиальный женский монастырь

«Насельницы Аносиной Борисоглебской пустыни в истории возрождения Московского Ивановского монастыря во второй половине XIX века»
(слайд 1: название доклада)

    Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о самом Московском Ивановском девичьем монастыре. Затем о том, как сестры Аносиной Борисоглебской пустыни оказались во второй половине XIX века в Ивановском монастыре, в центре Москвы. И наконец, поговорим о самих аносинских сестрах, которые стали основанием нашего монастыря при его возрождении.     
    Наш Московский Иоанно-Предтеченский, или как иначе он именуется в исторической литературе – Ивановский монастырь был основан в XV веке (слайд 2: Вид на Ивановский монастырь с востока. Фотография до 1860г. Э. В. Готье-Дюфайе). Первое упоминание в русских летописях монастыря святого Иоанна Предтечи в Москве находим под 1415 годом . Местность (урочище), в котором ныне расположен Ивановский монастырь, –  в восточной части Белого города, в историческом центре Москвы именовалась издревле «Кулишками» . Здесь располагалась великокняжеская усадьба. Упоминается она в духовной грамоте великого князя Василия I Дмитриевича в 1417 году  как «новой двор  у Святого Володимера». Возможно, именно при Василии Дмитриевиче на Кулишках рядом с его двором был основан загородный великокняжеский монастырь святого Иоанна Предтечи . Впоследствии этот холм стал именоваться Ивановской горкой по монастырю.
    Первый монастырский собор был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510–1530-е годы (слайд 3: Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Кулишках. Вид с юга. Рис. А.А.  Мартынова. Середина XIX века). Во второй половине XVI века, предположительно на средства царя Ивана IV  Васильевича Грозного был выполнен иконостас. Местный образ святого Иоанна Предтечи середины XVI века сохранился, находится он  в новом монастырском соборе и сейчас (слайд 4: Храмовый образ св. Иоанна Предтечи. 1550-1560 гг. Москва. Собор Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Современная фотография).
    Монастырь был царским богомольем и содержался на государеву денежную и хлебную ругу. В XVII столетии монастырь часто посещали и одаривали цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. При Михаиле Фёдоровиче и его супруге царице Евдокии Лукьяновне в Ивановском монастыре подвизалась святая блаженная Марфа Московская, схимонахиня и Христа ради юродивая (слайд 5: Рака-кенотаф, в которой покоились святые мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой; +1/14 марта 1638г. Москва. Собор Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Современная фотография).
    В XVIII столетии монастырь стал местом заключения Салтычихи, а также местом сначала пребывания в неволе, а впоследствии молитвенного затвора старицы монахини Досифеи (слайд 6: Портрет затворницы монахини Досифеи. Издание Московского Новоспасского мужского монастыря). По преданию она была дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа А.Г. Разумовского. Оставила она после себя память, как монахиня, которая 25 лет подвизалась в Ивановском монастыре. Похоронена монахиня Досифея в Новоспасском монастыре, в усыпальнице Романовых. На гробнице есть надпись, что в миру её звали принцесса Августа Тараканова (слайд 7: Надгробие монахини Досифеи (Принцессы Августы Таракановой) в усыпальнице Романовых Московского Новоспасского мужского монастыря).
    В сентябре 1812 года Ивановская обитель была захвачена, ограблена и сожжена наполеоновской армией, как и вся Москва. После освобождения города сгоревший Ивановский монастырь упразднили, сестёр расселили по московским монастырям, а древний монастырский собор стал на многие десятилетия приходской церковью. Все монастыри в Москве сохраняли особножительный устав; такой была и Ивановская обитель до закрытия в 1813г.
2 июля 1859 года, после ходатайства митрополита Филарета (Дроздова) был высочайшее утверждён новый проект архитектурного ансамбля Ивановского девичьего монастыря императором Александром II (слайд 8: Икона святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского с частицей св. мощей. Иконописец Маргарита Проскурова. Середина 1990-х гг. Москва. Собор Иоанно-Предтеченского женского монастыря). Всё своё состояние завещала в 1858 году Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачёва, дочь купца и московского городского головы Алексея Мазурина.     

Новый монастырский собор (слайд 9: Вид на Ивановскую горку. Фотография Ф. Мебиуса. 1860-е гг.)  и больничную церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (слайд 10: Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской. Вторая половина XIX века. Москва. Собор Иоанно-Предтеченского женского монастыря)  заложили 3 сентября 1860 года при личном участии святителя Филарета. Обитель была выстроена заново по единому проекту академика Михаила Быковского в стиле неоренессанс (слайды 11-15: Вид на Ивановский монастырь с востока. Конец XIX – начало XX вв.; Ивановский монастырь. Вид с северо-восточной стороны. Фотография Н. А. Найдёнова. 1882г.; 3 фотографии интерьера  Иоанно-Предтеченского собора Ивановского женского монастыря. Конец XIX – начало XX вв.). В течение почти 20 лет постройкой занималась Мария Александровна Мазурина – супруга почившего брата Е.А. Макаровой-Зубачёвой. Много трудов приложил святитель Филарет (Дроздов) к воссозданию обители. Именно Ивановскому девичьему монастырю было определено стать первой московской киновиальной или общежительной обителью.
14 декабря 1878 г. после смерти Марии Мазуриной была учреждена Комиссия по восстановлению Ивановского монастыря . Возглавил эту комиссию архимандрит Пимен (Мясников), настоятель Николо-Угрешского монастыря, достаточно авторитетный старец, опытный строитель и хозяйственник, много потрудившийся для возобновления родной Угрешской обители (слайд 16: Архимандрит Пимен (Мясников) настоятель Николо-Угрешского монастыря. Фотография второй половины XIX века, до 1880г.).
С 1869 года архимандрит Пимен стал  благочинным общежительных монастырей Московской епархии. К нему под начало поступили практически все мужские подмосковные монастыри, а также женские: Бородинский, Аносин Борисоглебский, Спасо-Влахернский, Крестовоздвиженский-Лукинский и Одигитриева Зосимова пустынь.
    Архимандрит Пимен приезжал каждую неделю в Москву, и у него на Угрешском подворье  происходили заседания комиссии. Часто бывал он и в самом Ивановском монастыре, во всё вникал, пытался ускорить дело. Именно он повлиял и на выбор игумении для открытия обители; таковой стала игумения Аносина Борисоглебского монастыря Рафаила (Ровинская).
    Первоначально была назначена, но не утверждена игумения Серафима (Фон-Лескен), настоятельница Московского Богородице-Рождественского монастыря. Она была переведена из Коломенского Бобренёва монастыря в Москву только весной 1878 года. В Рождественском монастыре она собрала около 30 сестёр для нового Ивановского монастыря. Из комиссии на всех выделялось содержание . Преподобный Пимен Угрешский резонно заметил, что правила таковы, что игумения для нового общежительного монастыря должна переводиться тоже из общежительного, а Рождественский, как и все московские монастыри, был особножитным. Но Преосвященный викарий, епископ Амвросий (Ключарёв) с ним не согласился. Отец Пимен не стал настаивать, помня мудрые слова: не буди зело прав . Однако новый митрополит Московский Макарий (Булгаков) сказал, что не сможет представить игумению Серафиму к утверждению. Отцу Пимену пришлось искать новую игумению. Сначала он поехал в Бородино, к игумении Алексии. Строгая подвижница схиигумения Алексия, переведенная в Бородино из Серпуховского Владычного монастыря, отказалась по нездоровью. Действительно вскоре она и почила, в 1880 году. Тогда отец Пимен обратился к игумении Рафаиле (Ровинской), в Аносину Борисоглебскую пустынь.
3 октября 1879 года игумения Рафаила была введена в управление  Ивановской второклассной общежительной девичьей обителью . И уже 4 октября, на следующий день преподобный Пимен Угрешский освятил больничную церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы (слайд 17: Алтарь больничной церкви преподобной Елизаветы Чудотворицы. Начало XX века. ГМА им. А.В. Щусева).
19 октября 1879г. был освящен митрополитом Макарием (Булгаковым) соборный храм в Ивановской обители. А 21 октября – 2 придела в соборе Казанский и Никольский были освящены двумя московскими викариями епископами Амвросием (Ключарёвым) и Алексием (Лавровым-Платоновым). Это событие отражено в дневнике  аносинской игумении Евгении (Озеровой), с 1875 по 1890 год настоятельницы Московского Страстного монастыря .
В октябре 1879г. после открытия монастыря и назначения игумении Рафаилы (Ровинской) по консисторским указам в Ивановский монастырь перемещались монахини из других монастырей. В частности, сохранились подлинные первые указы от октября 1879г. (без даты) «О перемещении монахинь Аносина Борисоглебскаго монастыря Сергии, Анастасии и Серафимы и послушниц Евдокии Дмитриевой и Параскевы Терентьевой в Ивановский монастырь»  и от 29 октября, того же 1879 года «О переводе Новодевичьего монастыря монахинь Агафоклии и Евгении и рясофорной послушницы Аркадии в Ивановский монастырь» . Игумения Рафаила около 6-ти лет была насельницей Московского Новодевичьего монастыря и также знала этих сестёр.
Вскоре после назначения игумении Рафаилы в Ивановский монастырь, 14 ноября 1879 г. Консисторским указом была определена казначея обители монахиня Сергия (Смирнова) , будущая игумения Ивановского и Алексеевского монастырей, и ризничая монахиня Анастасия (Астапова) , также впоследствии игумения Князе-Владимирского монастыря в Филимонках Подольского уезда Московской губернии. Это были первые аносинские сестры, которые приехали в Ивановский монастырь вместе с инуменией Рафаилой.
Ивановский монастырь был первым общежительным монастырём в Москве. Подчинена новая общежительная обитель была Николо-Угрешскому  архимандриту  Пимену . В основу монастырского устава легли правила, составленные по благословению святителя Филаретом. Они похожи на аносинский устав. Рецензировал Проект правил перед его утверждением архимандрит Пимен (Мясников), ныне – преподобный Пимен Угрешский .
В конце 1884г. игумения Рафаила была переведена в игумении Вознесенского монастыря в Кремле, а на её место в декабре 1884г. в соответствии с правилами общежительных монастырей была избрана монахинями  монастыря казначея монахиня Сергия (Смирнова), прежде также аносинская сестра .
С середины 1880-х гг. устоялись традиции монастырского общежития, Ивановский монастырь жил своей обычной размеренной жизнью. При игумении Сергии в 1891г. монастырю был высочайше  пожалован лесной участок для ведения сельского хозяйства вблизи современного г.Долгопрудного, в районе станций «Марк» и «Новодачная» Савеловской ж.д. .
С этого времени на выделенной земле интенсивно развивается монастырский хутор Чернецово (слайды 18-19: Храм прп. Сергия Радонежского на монастырском хуторе Чернецово. Архитектор Н.В. Султанов. Фотография 1935г. и современная фотография восстановленного храма). Здесь за несколько лет были устроены сельскохозяйственные помещения, дом для проживания сестер, которых постоянно проживало до 70 человек, новый деревянный храм прп. Сергия Радонежского , а также дом для проживания священника . В 1895г. на хуторе Чернецово была открыта  одноклассная церковно-приходская школа, рассчитанная на 30 девочек; при школе был приют на 10 девочек . Когда монастырь закрыли в 1918г., монастырская община доживала как раз на хуторе монастыря до ареста сестёр в мае 1931 года.
При монастыре с момента открытия, с 1880г. функционировала больница для монахинь и послушниц московских монастырей на 15 кроватей. Ежедневно приходила врач-женщина .
В монастыре развивалось рукоделие и художественное ремесло. Существование мастерских (живописной , золотошвейной и др.)  отмечено в Правилах монастыря.
Сестры Ивановского монастыря принимали участие в вышивке коронационного платья для императрицы Александры Федоровны (слайд 20: Коронационное платье святой страстотерпицы императрицы Александры Фёдоровны. Оружейная палата Московского Кремля. Вышивка Ивановских сестёр, а также насельниц Алексеевского монастыря). Некоторые предметы монастырского художественного ремесла экспонировались на выставке в Париже, о чем свидетельствует благодарственное письмо Великой Княгини Елизаветы Федоровны от 3 марта 1900 г .
Духовное женское училище при монастыре было предусмотрено благословением святителя Филарета (Дроздова) и завещанием Е.А. Макаровой-Зубачёвой, но по причине финансовых затруднений оно  не было открыто .
Однако, даже при наличии финансовых трудностей у монастыря, при игумении Сергии монастырь стал местом попечения о бедных, в котором они получали бесплатные обеды . В 1897г. игумения Сергия (Смирнова) была переведена настоятельницей в Московский Алексеевский монастырь .
К 1917 году в Ивановском монастыре, включая монастырский хутор Чернецово, проживало свяше 300 насельниц. Около десяти сестёр стали настоятельницами других женских монастырей. Среди ивановских сестёр мы выявили на сегодня 27 насельниц, которые прежде проходили послушание в Аносиной Борисоглебской пустыни.
Теперь хотелось бы перечислить аносинских сестёр, которые возрождали монашескую жизнь в Ивановском монастыре.
I. Прежде всего это две первые после возрождения игумении Московского Ивановского второклассного общежительного девичьего монастыря:
1. Игумения Рафаила (Ровинская) . В миру – Елена Александровна родилась в 1821г.  в семье действительного статского советника Александра Павловича и Анны Ивановны Ровинских (родители ее и брат Николай похоронены на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве). Потомственная дворянка. Обучалась в Московском институте святой Екатерины. В 1842г. поступила в Аносину пустынь. Занималась ведением рукоделия. С 1845г. несла послушание письмоводительницы игумении Анастасии (Комаровой). Пострижена в монашество в Аносино в 1852 году. В 1854г., вскоре после перевода игумении Анастасии (Комаровой), перешла вслед за ней в Серпуховской Владычний монастырь, где была также письмоводительницей.  В 1869г. стала насельницей Новодевичьего монастыря в Москве, где проходила послушание свечницы и ризничей соборной церкви. 1 мая 1875г. Указом Святейшего Синода, избранная сестрами обители, назначена настоятельницей Борисоглебского Аносина монастыря. 18 мая 1875г. переведена в Аносин монастырь и возведена в сан игумении. По Указу 24 сентября 1879 г. переведена настоятельницей в Ивановский  монастырь. В 1879–1884 гг. –  игумения Ивановского монастыря. За усердное прохождение должности настоятельницы монастырей Аносино-Борисоглебского и Московского Ивановского 18 апреля 1881г. она была награждена наперсным крестом от Святейшего Синода, а 4 июня 1883г. наперсным крестом с драгоценными камнями из Кабинета Его Величества за особые труды по безвозмездному изготовлению инокинями Ивановской обители художественного ковра для Грановитой Палаты в Кремле. В декабре 1884г. переведена игуменией в Кремлёвский Вознесенский монастырь (слайд 21: Вознесенский женский монастырь в Кремле. Конец XIX – начало XX вв.). Почила 4/17 марта 1887 г. в возрасте 65 лет от воспаления легких. Погребена под собором в Московском Новодевичьем монастыре. На месте погребения нет сейчас, к большому сожалению, ни креста, ни таблички (слайд 22-24: Московский Новодевичий монастырь. Современная фотография; Великий князь Н.М. Романов. Московский некрополь. Том 3-й. С. 8). В архиве  Аносиной пустыни хранятся копии писем игумении Рафаилы (ранее 1887г.) к Екатерине Васильевне и одно письмо к монахине Леониде (неизвестно, кто эта монахиня) (слайд 25: Автограф письма игумении Рафаилы).
2. Игумения Сергия  (Смирнова)  (слайды 26,27: Фотографии игумении Сергии после 1897г.) В миру – Софья Африкановна родилась в 1838г.  Из дворян. Дочь титулярного советника. Обучалась в Московском Сиротском Николаевском институте закону Божию, разным наукам и языкам . Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина общежительного монастыря 7 июня 1876 г. Пострижена в монашество в Аносино 7 ноября 1878 года. Проходила послушание аптекарши и надзирательницы больницы, с 1878 года благочинная. «Смиренна, скромна, верна и по своему послушанию исполнительна и разумна». По прошению переведена в Ивановский монастырь 26 октября 1879 г. в числе первых 3-х монахинь .  Ведомость 1880 г.: «43 года. Исправляет казначейскую должность. Усердна, благонадежна и очень полезна обители. В послушании неослабна и исполнительна. Поведения весьма хорошего. Способна к исполнению возложенной на нее должности, разумна, терпелива». За усердное прохождение должности казначеи удостоена благословения Свят. Синода в марте 1884г. В декабре 1884г. избрана сестрами Ивановского монастыря,  и 31 декабря 1884г. возведена в сан игумении . С 1884 по 1897 гг. игумения Ивановского монастыря. В 1887г. по представлению Московского епархиального начальства за усердные труды по благоустройству обители награждена от Свят. Синода наперсным крестом. 26 мая 1896г. по случаю священной Коронации их Императорских Величеств награждена Золотым наперсным крестом, украшенным бриллиантами, выданным из Кабинета Его Величества. В октябре 1897г.  переведена в Московский Алексеевский первоклассный девичий монастырь (слайд 28: Алексеевский женский монастырь. Конец XIX – начало XX вв.). Награждена золотым наперсным Крестом с украшениями, выданным из Кабинета Его Величества 6 мая 1913г. Неизвестна её судьба после революционных событий. В свободных источниках есть живые воспоминания об игумении Сергии в бытность ее настоятельницей Алексеевского монастыря.
II. Игумении других монастырей из Ивановских, а прежде Аносинских сестёр:
    3. Игумения Анастасия (Астапова) . В миру Елена родилась в 1839г. Купеческого звания. На домашнем образовании обучена читать и писать. Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря 7 мая 1876г. Пострижена в монашество 7 августа 1879г. в Аносине монастыре. В 1879г. в Аносино: «старшая при рухлядной, скромна, трудолюбива, благоразумна, исполнительна в доверенном ей послушании». По прошению переведена в Ивановский монастырь 26 октября 1879. в числе первых 3-х монахинь .   Ведомость 1880 г.: «42 года. Исполняет должность ризничей и помощницы казначеи. Исполняет ревностно все возлагаемое на нее и весьма даровита. Всецело предана обители и неутомима в трудах при большой даровитости». Переведена в Вознесенский монастырь вслед за игуменией Рафаилой в феврале 1885г . Помощница казначеи. Переведена в Казанский Головинский монастырь 23 марта 1888г., состояла при свечном ящике. Назначена настоятельницей Князе-Владимирского монастыря в Филимонках Подольского уезда Московской губернии (слайды 29-31: Владимирская женская община при сельце Филимонках Московской губернии, Подольского уезда. М. 1895г.; Фотографии две дореволюционные и одна современная церкви Троицы Живоначальной Князе-Владимирского монастыря в Филимонках). 15 июня 1893г. Награждена наперсным крестом от Святейшего Синода 6 мая 1899г. Возведена в сан игумении 29 июля 1901г. Всемилостивейше пожалована за усердное исполнение возложенных обязанностей золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества в 1909г. Скончалась 18 марта 1915г.
4. Игумения София (Быкова)  (слайды 32,33: Предполагаемый портрет игумении Софии вырезан из общей фотографии. На общей фотографии игумения София сидит между двух священников).  В миру – Мария Никаноровна родилась в 1846г. в московской купеческой семье. Поступила в Борисоглебский Аносин монастырь в 1861 г.; определена указом в сентябре 1874 г. Обучалась в монастыре Закону Божию, чтению и письму. Проходила разные послушания, преимущественно занималась иконописанием. Переведена в Ивановский монастырь 2 апреля 1880 г.  34-х лет . Пострижена в монашество в Ивановском монастыре 20 июня 1881 года . Ведомость о послушницах 1880 г.: «Обучена читать, писать и живописи. По болезни глаз без послушания. Поведения безукоризненного. Очень способна, но до излечения глаз уволена от всякого послушания». Ведомость 1889г.: «Приставлена для надзора за самыми молодыми сестрами. Поведения очень хорошего, здоровья весьма слабого, но послушанием своим приносит пользу». В 1891-1897гг. – помощница благочинной. Благочинная с 1897 по 1902 гг. Назначена благочинной Троице-Одигитриева монастыря Зосимова пустынь 21 февраля 1902г.  Возведена в сан игумении Троице-Одигитриева монастыря Зосимова пустынь 9 марта 1902г  (слайд 34: Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь под Москвой. Вид монастыря с юго-восточной стороны).   Нет точных сведений о судьбе игумении Софии в послереволюционные годы.
5. Игумения  Филарета (Смирнова) .   В миру – Феодосия Алексеевна (в рясофоре Антония). Из духовного звания. Родилась 26 мая 1830г. Поступила в Борисоглебскую пустынь в 1837г., уже при  игумении Анастасии (Комаровой) в возрасте 7-ми лет. Её привезли родители. Игумения Анастасия спросила свт. Филарета, и он благословил взять девочку в монастырь, сначала на воспитание. Сестры спрашивали маленькую Федосью: «Ты, девочка, зачем сюда пришла?» Она отвечала: «Выйти отсюда мощами». Ей покровительствовал свт. Филарет. Она преуспевала и в рукоделии, и в чтении, и пении, стала регентшей, управляла хором.  Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря 1 мая 1860г. Были у неё и скорби. Переходила она в 1854г. в Серпуховский Владычный монастырь, но просилась обратно в Аносин с ещё большей скорбью. Игумения Серпуховского монастыря её выгнала. За её судьбой следил свт. Филарет, благословил Аносинскую игумению ему докладывать. Пострижена в монашество в Аносино в 1869 г. Свт. Филарет ей предсказал, когда она была ещё ребёнком: «Ты, Федосья, будешь Филарета ,… и будут твои мощи открывать». В1878г. в Аносино она была казначеей. По прошению переведена в Ивановский монастырь 26 мая 1880 г.  (слайд 35: Указ игумении Иоанне о переводе монахини Филареты из Аносина монастыря в Ивановский 26 мая 1880г.). Ведомость 1880г.: «51 год. Старшая в рукодельной. Поведения хорошего. К послушаниям способна и усердна, к храму верна, сердцем проста».  В дальнейшем: «Достойная уважения, опытная в иноческой жизни, усердная к храму. Верна и благонадежна». С 16 января 1887г. настоятельница Казанского Головинского монастыря  (слайд 36: Исторические виды Казанского Головинского женского монастыря и современная фотография уцелевшей колокольни монастыря). С 1890 г. тяжело болела, лежала в параличе. За нее монастырем управляла одна из приехавших с ней сестер. В 1893 г. назначена новая игумения Олимпиада, а матушка Филарета доживала в маленькой келье, в бедности. Ещё при игуменстве матушка Филарета отличалась большой добротой и сердечностью, много благотворила и тайно, особенно нуждающимся сёстрам.  Почила 21 ноября 1893г. Погребена около Казанской церкви в обители. Открытие её мощей случилось 4 мая 1917 г. Всё случилось внезапно, сестры увидели как плита на могиле стала проваливаться, и забил источник. Склеп был повреждён, сестры нашли тело нетленным и с благоуханием. Перезахоронили её с пасхальными песнопениями. Была в это время великая радость и исцеления (слайд 37: Книга «Люди радования». Составил жизнеописания подвижников благочестия начала XX века митрополит Мануил (Лемешевский). С.-Пб. 2019г.)

    Монахини Ивановского общежительного монастыря
с 1879 г. из аносинских сестёр:
    6. Монахиня Серафима  (Фамилия в документах не выявлена) родилась в 1827г.  Из крестьян. Обучена читать и писать. Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря в 1860 году. Пострижена в монашество в 1867 г. в Аносине монастыре. «Скромна, к послушанию способна и трудолюбива». По прошению переведена в Ивановский монастырь 26 октября 1879 г., в 51 год, в числе первых 3-х монахинь из Аносиной пустыни . Ведомость 1880г.: «53 года. Церковница. Поведения хорошего. К возложенному послушанию способна и усердна». Ведомость 1892г.: «Старшая церковница. …трудолюбива». Скончалась 4 ноября 1899г.  72-х лет от рака. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    7. Монахиня Евпраксия  (Муратова) . В миру – Евдокия Дмитриевна родилась в 1835г. Из мещан. Обучена читать. Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря в 1876 году. «Состоит при рухлядной. Доброго нрава, усердна к храму Божию и послушанию». Переведена в Ивановский монастырь 26 октября 1879г. в числе первых 2-х послушниц . Ведомость 1879г.: «41 год. Просфорница. Смиренна и усердна к делу. Весьма способна к послушанию и труд несет с благоговением». Пострижена в монашество  26 января 1880 года. Ведомость 1891г.: «56 лет. Церковница. Поведения хорошего. Церковное послушание исполнять может».  В 1906г.: «71 год. Без послушания». Скончалась 29 января 1911г. 75-ти лет «от перерождения сердца». Погребена на Ваганьковском кладбище.
    8. Монахиня Поликсения (Терентьева) . В миру – Параскева родилась в 1837г. Из крестьян Московской губернии Звенигородского уезда Ягунинской волости села Каринского; девица. Обучена читать и писать. Определена в Борисоглебский Аносин монастырь в 1876 году. «Закупщица. Трудолюбива, несет послушание с усердием». Переведена в Ивановский монастырь 26 октября 1879 г. в числе первых 2-х послушниц .  Пострижена в монашество  23 января 1880г. Ведомость 1879г.: «42 года. Обучена читать. Закупщица. Строгой праведности. К послушаниям способна и исполнительна». Ведомость 1889г.: «51 год. Старшая при часовне. Поведения хорошего. Способна, но несдержанного характера».  Скончалась 30 апреля 1912г. 75-ти лет от крупозного воспаления легких. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    9. Монахиня Афанасия (Клёмина) . В миру Александра Сергеевна, старшая сестра монахини Феофании (Клёминой) родилась в 1826г. Купеческая дочь. Обучена читать и  писать. Поступила вместе с младшей сестрой Параскевой Сергеевной в Борисоглебский Аносин монастырь, жила в монастыре на испытании более 10 лет . Вслед за игуменией Рафаилой перешла в Ивановский монастырь. Определена в число послушниц Ивановского монастыря 15 ноября 1880г. Ведомость 1880г.: «54 года. Читает псалтирь. Поведения хорошего. Усердна к послушанию и к церкви». В 1881г. вместе с послушницей Параскевой Тимофеевной (Тарасовой) дозволено пострижение в монашество 26 января 1881г., «вменив сим послушницам пребывание их в Аносине монастыре испытательный срок искуса на основании указа Свят. Синода от 14 Октября 1865 года». Пострижена в монашество 31 января 1881г. Ведомость о монашествующих 1882г.: «56 лет. Из купечества. Читает псалтирь. Поведения весьма хорошего».
    10. Монахиня Феофания (Клёмина) . В миру Параскева Сергеевна, младшая сестра монахини Афанасии (Клёминой) родилась в 1833г. Купеческая дочь. Обучена читать и писать. Вероятно, что вместе с сестрой Александрой она около десяти лет проходила послушания в Борисоглебском Аносине монастыре. Определена в число  послушниц 15 ноября 1880г. вместе со старшей сестрой Александрой Сергеевной. Скончалась 21 января 1881 года 47-ми лет  от воспаления легких. Приобщал перед смертью священник Ивановского монастыря Алексий Остроглазов. Он же совершал отпевание и погребение на Ваганьковском кладбище. Могила с надписью сохранилась до наших дней (слайд 38: Могила монахини Феофании (Клёминой) на Ваганьковском кладбище).
    11.  Монахиня  Варсонофия (Хорькова) . В миру –  Варвара Егоровна родилась 1851г. Из крестьян. Обучена чтению и письму.  Проходила послушание в Борисоглебском Аносине монастыре . Увольнительное свидетельство от 27.02.1881г. Пострижена в монашество 6 апреля 1891 года. Ведомость 1891г.:  «41 год. Старшая в рукодельной. Поведения хорошего. Способна и очень трудолюбива, неутомима в трудах». Скончалась в октябре 1902г. 51-го года от паралича сердца. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    12.  Монахиня Вера (Заозерская) . В миру Пелагея Ивановна – младшая сестра рясофорной монахини Магдалины (Заозерской) родилась в 1840г. Из мещан г. Борисоглебска Тамбовской губернии; девица. Обучена чтению и письму. Из послушниц Аносина монастыря . Определена в число послушниц Ивановского монастыря 9 марта 1881г. Пострижена в монашество в Ивановском монастыре через 2 месяца 23 мая 1881 года. Ведомость 1889г.: «49 лет. Старшая в иконописной. Поведения хорошего. Способна и старательна, усердна». Монахиня Вера в 1896/97 учебном году указана надзирательницей школы на хуторе. Скончалась 4 сентября 1911г. в 71 год. Погребена на Ваганьковском кладбище. (Слайды икон 39-44: Фотографии сохранившихся работ живописной мастерской Ивановского монастыря. Церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в Виноградово; Собор и музей Иоанно-Предтеченского женского монастыря).
    13. Рясофорная монахиня Магдалина (Заозерская) . В миру – Мария Ивановна, старшая сестра монахини Веры (Заозерской) родилась в 1824г. в г. Борисоглебске Тамбовской губернии; девица. Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря. Нет точной даты. Облечена в рясофор, и в том же году переведена в Московский Ивановский монастырь  8 мая 1880 года. «Обучена читать и писать. Занимается живописью. Поведения хорошего. К послушанию способна, но по старости лет не вполне исполнительна». Ведомость 1892г.: «послушница Мария, в рясофоре Магдалина, 66 лет. Из мещан». Известно, что в 1894г. многие иконы для нового иконостаса в Троицком храме Князе-Владимирского монастыря в Филимонках Подольского уезда Московской губернии  лично исполнены усердием рясофорной монахини Московского Ивановского монастыря Магдалиной (Заозерской) . Скончалась 7 ноября 1911г. 85-ти лет от рака желудка. Погребена на Ваганьковском кладбище.  
    14. Монахиня Евфросиния (Михайлова) .  В миру – Евдокия родилась в 1832г. Из крестьян Московской губернии. Обучена чтению. Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря в 1872 году. Пострижена в монашество 20 октября 1875 г. в  Борисоглебском Аносином монастыре. «Церковница. Поведения хорошего, к послушаниям способна». По прошению переведена в Ивановский монастырь 8 мая 1880г., 48-ми лет . Ведомость 1889г.: «Обучалась чтению. Церковница. Церковное послушание исполняет довольно хорошо». Ведомость 1892г.: «60 лет. Церковница. Поведения хорошего. Церковное послушание исполняет добропорядочно». В 1906г.: «74 года. Церковница». Скончалась 18 ноября 1912г. 83-х лет от старческого истощения. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    15.  Монахиня Елисавета (Хрущова) . В миру – Параскева Федоровна родилась в 1841г. Из мещан г.Михайлова Рязанской губернии; девица. Обучалась чтению и письму. Проходила послушание в Борисоглебском Аносине монастыре . Определена в число послушниц Ивановского монастыря 16 марта 1881 г. Пострижена в монашество 3 декабря 1882 года. Ведомость 1889г.: «48 лет. Церковница при больничной церкви (прп. Елисаветы Чудотворицы). Поведения хорошего, способна, но очень тяжела характером». В апреле 1890 г. писала прошение на увольнение в г.Михайлов Рязанской губернии в женский монастырь  на 28 дней для свидания с больной матерью. Ведомость 1892г.: «51 год. Церковница при больничной церкви. Поведения хорошего. Была бы способна, но болезненна и тяжела характером». В 1906г.: «65 лет. Без послушания». В 1907г.– 66 лет.
    16. Монахиня Калерия (Григорьева) .   В миру – Евдокия родилась в 1850г. Из крестьян Московской губернии  Клинского уезда Звенигородской волости села Заулок; девица. Из послушниц Борисоглебской Аносиной пустыни . Определена в Ивановский монастырь 31 октября 1880г. «Поведения хорошего, ревностно исполняет возлагаемые на нее монастырские послушания». Ведомость 1880г. при игумении Рафаиле: «32 года. Обучена читать, писать и петь. Клиросная. Поведения хорошего. К послушаниям способна». В 1881г. разрешено облечь в рясофор. Облечена в рясофор 27 февраля 1881г. Ведомость о послушницах 1891г. при игумении Сергии: «послушница Евдокия Григорьева, 41 год. Читает псалтирь. Поведения хорошего. Малоспособна». Пострижена в монашество 1 февраля 1899 г. В 1906г.: «56 лет. Церковница». Скончалась 19 мая 1911г. 59-ти лет от рака желудка. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    17. Монахиня Любовь (Болотова) . В миру – София Петровна родилась в 1843 г. Московская 2-й гильдии купеческая дочь; девица. Обучена читать и писать. В 1871 г. поступила в Борисоглебский Аносин монастырь . По прошению переведена в Ивановский монастырь 17 декабря 1879г . Проходила послушание смотрительницы больницы и старшей при аптеке. Указ Московской Духовной Консистории о дозволении постричь в монашество 15 ноября 1880г. Пострижена в монашество 28 ноября 1880г. В 1885г. писала прошение на поклонение в Старый Иерусалим и Бар-Град. 11 октября 1888г. дозволено перемещение в Леснинскую общину Холмско-Варшавской епархии, недавно открытую. В 1901г. значится монахиней Князе-Владимирского Подольского монастыря в Филимонках. Надо заметить, что в Князе-Владимирском монастыре с 1893г. настоятельницей стала игумения Анастасия (Астапова),  в 1879–1885 гг. жившая в Ивановском монастыре, а до этого – в Аносине.
    18. Монахиня Мария (Иеремиева или Еремеева) .  В миру – Пелагия родилась в 1847г. Из крестьян Московской губернии Рузского уезда Судниковской волости деревни Таболовой; девица. Обучалась церковнославянскому чтению. Из Аносинских сестер . Переведена в Ивановский монастырь. Определена в число послушниц Ивановского монастыря в 1880 году . Ведомость о послушницах 1880г.: «32 года. Исполняет разные послушания. Поведения хорошего. Способна к послушанию, усердна, но болезненна». Пострижена в монашество  14 марта 1898 года. Проходила послушание закупщицы, с 1906г. – церковницы. «Поведения очень хорошего. В возложенном на нее послушании исполнительна, честна и трудолюбива». В 1916г.: «Качеств хороших, по болезни без послушания». В 1918г. – 70 лет. Скорее всего, именно к монахине Марии (Иеремиевой) старец протоиерей Алексий Мечёв посылал свою духовную дочь Манюшку учиться Иисусовой молитве, а она ей рассказывала о многочисленных скорбях в монашеской жизни. Эти воспоминания находятся в книге «Пастырь Добрый» (сост. С.Фомин) в разделе «А любовь и по смерти не умирает». Автор воспоминаний Мария Тимофеева (позже приняла монашество с именем Мария) рассказывает, как Ивановские игумения и сестры окормлялись у старца Алексия Мечёва (слайд 45: Фотография московского старца протоиерея Алексия Мечёва).
    19. Монахиня Мастридия  (Жукова) . В миру – Марфа Ивановна родилась в 1847г. Из крестьян Московской губернии Звенигородского уезда Ягунинской волости деревни Спасской; девица. Обучалась чтению. Из послушниц Борисоглебского Аносина монастыря . Определена в число послушниц Ивановского монастыря 31 октября 1880 года. Ведомость о послушницах 1880г.: «34 года. Помощница свечницы. Поведения хорошего. Способна к послушанию».  Пострижена в монашество  2 апреля 1888г . Ведомость 1889г.: «42 года. Церковница. Поведения хорошего, к церковному послушанию способна». Скончалась в июле 1916г. 68-ми лет.
    20. Монахиня Мефодия  (Несторова) .  В миру – Марфа Трофимовна родилась в  1827г. Из крестьян Московской губернии Волоколамского уезда деревни Чемской; вдова. Безграмотная. Определена в число послушниц Борисоглебского Аносина монастыря  в 1873 г. Пострижена в монашество в Борисоглебском Аносине монастыре 1878 г. «Старшая при скотном дворе.  Доброго свойства». Переведена в Ивановский монастырь 30 июля 1880 г . Ведомость 1891г.: «64 года. Старшая при скотном дворе. Поведения хорошего. Свое послушание исполняет старательно». В 1892 г. «65 лет. По болезненности без послушания. Поведения хорошего. Болезненна». Скончалась  29 мая 1915г. 88-ми лет, от старческого истощения. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    21. Монахиня Надежда (Рыкова) . В миру – Елена Ивановна родилась в 1839г. Из крестьян Московской губернии Волоколамского уезда Богородской волости деревни Носовой; девица. Обучена чтению. Из послушниц Аносина монастыря . Определена в число послушниц Ивановского монастыря в 1881г. Пострижена в монашество  сразу 23 мая 1881г. Ведомость 1889г.: «50 лет. Старшая в башмачной. Поведения хорошего. Болезненна, трудится, насколько может». Ведомость 1892г.: «53 года. Читает псалтирь. Поведения хорошего. Очень болезненна». В 1906г.: «67 лет. Без послушания». Скончалась 2 июня 1915г. 76-ти лет от катарального воспаления легких. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    22. Монахиня Павла (Михеева) . В миру – Анна Михайловна родилась в 1831г. Из крестьян Тверской губернии Старицкого уезда Самантовской волости села Несторова; девица. Обучена читать и писать. Определена в число послушниц 24 марта 1880г., 49-ти лет . Пострижена в монашество почти сразу  25 июня 1880 г. Одна из первых ивановских сестер. Проживала в Борисоглебском Аносине монастыре с 1841 года , но там не была определена в указные послушницы. В 1880г. вслед за игуменией Рафаилой перешла в Ивановский монастырь. Годы искуса в первом монастыре были засчитаны при постриге в монашество в 1880 году. Ведомость 1880г.: «49 лет. Поручен ей порядок чтения неусыпаемой псалтири и при часовне. Поведения хорошего. К послушанию способна, усердна, верна и рачительна». Ведомость 1892г.: «61 год. Заведует чтением псалтири. Поведения хорошего. Очень слаба здоровьем». В 1906г.: «75 лет. Без послушания». Скончалась 26 августа 1915г. 84-х лет от рака легких. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    23. Монахиня Пульхерия (Головина) . В миру – Параскева Адриановна родилась в 1846г. Из крестьян Московской губернии Звенигородского  уезда Лучинской волости села Ивановского; девица. Обучена читать, писать и петь. Из послушниц Борисоглебского Аносина монастыря . Определена в число послушниц Ивановского монастыря 31 октября 1880 года. Ведомость 1880г.: «35 лет. Клиросная. Поведения хорошего. К послушанию способна». В 1881 г. разрешено облечь в рясофор. Облечена в рясофор 27 февраля 1881 года. Пострижена в монашество  27 октября 1903 года. В 1906г.: «60 лет. Клиросная». Список 1918г. – 71 год.
    24. Монахиня Феоктиста (Тарасова) .  В миру – Параскева Тимофеевна родилась в 1841г. Из крестьян Московской губернии Звенигородского уезда Павловской волости  сельца Красновидова; девица. Грамотная. Более 10 лет проходила послушание в Борисоглебском Аносином монастыре . Определена в число послушниц Ивановского монастыря 31 октября 1880 г. Ведомость 1880г.: «40 лет. Обучена чтению и рукоделию. Золотошвейка. Поведения хорошего, к послушанию способна». По прошению игумении Рафаилы вместе с послушницей Александрой Сергеевной Клёминой  дозволено пострижение в монашество 26 января 1881 г., «вменив сим послушницам пребывание их в Аносине монастыре испытательный срок искуса  на основании указа Свят. Синода от 14 Октября 1865 года».  Пострижена в монашество 31 января 1881 г. В 1887 г. переведена в Казанский Головинский монастырь. Вновь переведена в Ивановский монастырь 17 января 1894г. В 1906 г.: «64 года. При свечном ящике». Скончалась  5 марта 1914 года, в 71 год от крупозного воспаления легких. Погребена на Ваганьковском кладбище.
    25. Монахиня Феофания (Сборщикова) . В миру – Наталия Степановна родилась в 1853г. Из крестьян. Проходила послушание в Борисоглебском Аносине монастыре . Послушница Ивановского монастыря с 30 июля 1880 г. Пострижена в монашество  4 сентября 1892 года.  9 марта 1898 г. переведена в Алексеевский монастырь, сразу вслед за игуменией Сергией (Смирновой), также аносинской. Скончалась 1 октября 1908г. Погребена на кладбище Алексеевского монастыря (к сожалению, по кладбищу в советское время прошло Третье транспортное кольцо, могила не сохранилась).
    В архивных документах также упоминаются две послушницы, о которых свидетельствовала игумения Рафаила, что они при ней в Аносиной пустыни проходили  послушание. Матушка обращалась в донесении с просьбой в числе других «разрешить возложить рясофор» на послушниц Матрону Иоакимову и Настасью Тимофееву (Таланову) .
    Во второй половине XIX века 27 аносинских сестёр быстро сформировали новый общежительный монастырь в центре Москвы (слайды 46-51: Интерьеры собора и современные виды Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря).  Аносинские сестры при деятельном и молитвенном участии свт. Филарета Московского, прп. Пимена Угрешского и прав. Алексия Мечёва, переселившись в Ивановский монастырь, действительно превратили его в процветающую общежительную обитель, которая за достаточно короткий срок обрела собственную традицию. Показателем авторитета монастыря было не только назначение первых двух его игумений и ряда других насельниц на настоятельские должности в разные монастыри, но и уважение других монастырей к уставу Ивановской обители.

11.07.2023