Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


С Праздника Рождества Божией Матери начинается круг церковных Двунадесятых праздников, в пространстве которых вновь для христианской души и ума обретается возможность благодатно пережить вечную Евангельскую историю, несущую нам Спасение и Жизнь.

Нынешнее торжество, открывая новый год милости и благости Божией, высвечивает тайну рождения человека в этом мире. Эта тайна присутствует в Рождении Богородицы с чрезвычайной глубиной и непознаваемостью для простого человеческого ума. Святитель Григорий Нисский, размышляя о ней, пишет: "После грехопадения Бог промышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того, что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве способ взаимного преемства скотской и бессловесный". Дева Мария идет тем же путем, как и весь человеческий род в падшем состоянии, но будучи предизбранной служению Боговоплощения, указывает Своим Рождеством на потенциально возможное для каждого акта рождения новой жизни очищение в благодати. И такое обновленное, преображенное состояние, предполагающее исправление жизненных путей развивающейся личности, высокую планку ее роста, соотносится с тем, как Господь задумал вообще способ размножения человеков. "И хотя сказанного "плодитесь и размножайтесь", по-видимому, и нельзя выполнить иначе, как путем соития мужчины и женщины, однако, можно сказать, что в бессмертных телах мог быть иной способ, чтобы дети рождались от одного действия благочестивой любви, помимо всякой врожденной похоти" (Августин. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах. 3,21). Поэтому пример Рождения Преблагословенной Марии от Ее благочестивых родителей закладывает нам пусть и идеальный, но действительно достижимый для верующих характер личного общения супругов и благословенного рождения ими чад, будущих граждан Царства Небесного.

Рождение Пречистой Девы стало плодом, в первую очередь, искренней взаимной любви супругов, окрепшей и украшенной добродетелями через горнило многолетних страданий, связанных с общественным порицанием их долгого бездетства. Только верующие сердца супругов, пронесшие через годы светлое чувство друг к другу, могли породить в себе славное терпение, скрепляющее их души и переданное в прекрасное сердце Богородицы Марии.

Существует мнение, что славный род Давидов, которому принадлежала Пресвятая, не имел в себе ярко выраженной тяготы т.н. родового греха, обычного для простых семей: личные качества подвижников веры и благочестия, принадлежавших Ее роду, их поступки, мысли и слова выпрямляли жизненные пути их потомков, которые, в свою очередь, стали той средой, в которой могла родиться Дева, призванная сыграть исключительную роль в судьбе всего рода человеческого.

Христианин, как и любой человек, продолжает и по смерти жить в своих потомках. Их судьбы, ошибки и благодеяния, во многом зависят от всего, совершаемого человеком сейчас и здесь каждый миг. Ответственность за содеянное кладется и на самого человека, и на его близких, и на многих его потомках. Поэтому спасение человека, его рода совершается им каждое мгновение жизни, имеющей продолжение в вечности.

 

19.09.2017