Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением (2 Тим. 4, 5-8)

Апостол Павел признается, что скоро оставит земной мир и ждет он этот момент с радостью. В своем послании к Филиппйцам он исповедует: "Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение" (Флп. 1, 21). Апостол знает, что жизнь его прожита не зря, и, преодолев все сложности и опасности служения проповедника Правды, он остался верен Христу, в Царстве Которого Павла давно уже ждут. Он оставляет вместо себя на подвиг апостольства молодого Тимофея, которого он призывает служить Богу огненно и самозабвенно и быть готовым на скорби.

Но уже сейчас Павел «становится жертвой». В этих словах звучит горечь признания реальности жизни: не все готовы принять учение Спасителя, вокруг настрой на «удобных» учителей, увлекающих красивым словом, приятным слуху и лукаво оправдывающим человеческие слабости. Апостол как бы удаляется от внешнего, его мысли и желание устремлены в будущее, которое не может не быть со Христом. В нем есть место всем верным, поэтому Павел просит молодого ученика: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим.4:9).

Апостол ждет смерти, но ждет особо, по-христиански: в этом ожидании таится томление о свете окончательной встречи с Богочеловеком.

Такая встреча всегда есть обновление, возрождение, переход в новое, и это новое – вечное и невыразимо высокое.

         Об этом мы читаем в воскресный день перед Праздником Богоявления, когда «Христос приходит обновить всю тварь». Бог посылает Сына Единородного, погружая Его в пучину материального мира людей, тысячелетия изнывающих от язв греха и томящихся по свету благодати Божией. Богочеловек принимает крещение водою от Иоанна и в этом свободном отождествлении Себя со всеми нуждающимися в прощении, спасении и возрождении соединяется с ними, чтобы сделать их участниками Его собственной, Божией и поэтому безгрешной, жизни. Христос призывает всех сынов человеческих погрузиться в (водную) стихию мира именно с Ним, чтобы сердце, оскудевшее в тоске по свету, исполнилось жизнью преизбыточествующей. В этом совершается преодоление страшного по своим последствиям отрыва творения от его Творца, Который не оставляет Своих созданий в гибельном автономном плавании в водах мира, отравленных грехов. Любовь побуждает прийти и освятить Собой эти воды, иными словами, всю плоть мира. Все в нем, его материя и вещество, снова становятся для человека путем к Богу, средой общения с Ним и возрастания в Божественной жизни. Поэтому день Богоявления – это Праздник богообщения, претворения погибающего в оживающее, разрыв с грехом и соединение с Троицей Единосущной в Христовой любви.

14.01.2017