Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 31-ую по Пятидесятнице, по Богоявлении


Евангельское чтение, которое читается в Неделю по Богоявлении, посвящено началу у берегов Генисаретского озера трехлетней проповеди Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По окончании дьявольских искушений в пустыни Спаситель вернулся в Галилею, где обратился к народу со словами «покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное». Этот призыв был весьма понятен для окружения Христа, так как для евреев, живших в рамках национальной религиозной традиции, понятие покаяния, «тшува», было знакомо и служило основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах.

Спаситель призывал к изменению ума и перемене мыслей, их тональности и направления. В Церкви Христовой покаяние предполагает кардинальное переосмысление поступков, мыслей и чувствований, предполагающее обновление сердца и ума. Критерием этого спасительного действа служат заповеди Божии: все человеческое должно быть соотнесено с Правдой Божией.

Причем покаяние не есть только размышление о себе или чем-то, это не безличная оценка случившегося вовне или внутри. Истинное покаяние рождается от любви к Богу, оно есть предстояние и обращение к любящей Божественной Личности и связано с ожиданием исцеляющей помощи благодати, исходящей от Нее.

Христос указывает на причину необходимости покаяться – это приближение Небесного Царства как уже состоявшийся факт. Сын Божий воплотился, Небо склонилось к земле, породнилось во Христе с нею. Мир иной, вечный, Божий стал предельно близок, а перепонка между ним и миром материальным предельно утончилась: человек стал особо слышим и виден Небом.

Согласно мысли святых отцов, состояние боговидности души, иными словами, прозрачности ее для Божьего спасающего взгляда, пронизанности благодатью, есть по сути состояние истинного счастья и блаженства, источник которого Божий Свет. Незамутненность сердца, его простота и открытость суть проявление утвержденности человека в Боге, исправление его воли и желания, сбалансирование всех сил души. Начало такому благодатному состоянию закладывается в покаянии, которое в духовной практике выражается в церковном Таинстве исповеди. А цель исповеди не только борьба с грехом, но скорее воссоединение с Церковным организмом, жизнь в котором для всех нас и укрепление, и благословение, и неиссякаемая радость.

21.01.2017