Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 20-ую по Пятидесятнице притча о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31)

   Притча, рассказанная Спасителем Своим ученикам, затрагивает тему посмертной судьбы человека и имеет универсальное значение, раскрывая действие некоторых законов духовной жизни, простирающихся как на земной мир, так и тварную вечность.

 

  Христос очень ясно указывает на тесную зависимость материального довольства и нравственного настроя и состоянием души в наматериальном пространстве. Богач из притчи – это собирательный образ человека, духовно безответственного, ум которого не простирается за пределы земной жизни, тратящего силы, желания, волю на благополучие сугубо телесного характера без внимания к внутреннему миру. Лазарь в своей жизни на земле не состоялся в социальном плане, его унижали, он страдал и от телесных болезней. Но именно такая ущербность земного бытия открыла ему двери в светлую, чистую жизнь – праздник в вечности. Не писаный закон причинно-следственных связей, воздаяния – награды, расставил в нематериальном мире героев притчи по законам именно того мира, а не земного: души нашли то место, которое они искали и где они оказались в одном световом звучании со своим окружением.

  Оба, богач и Лазарь, видят друг друга, они все понимают, четко, ясно, без прикрас, но исправить состояние другого не могут. Богач в новом бытии начинает изменяться, адский пламень отрезвляет и учит: он стремится не допустить, чтобы такие же страдания постигли и его родственников, оставшихся в живых. В этом его внутренний рост, проявление любви к близким, пусть и запоздалое.

     Всем предстоит встреча с Вечным, и характер этой встречи во многом определяется еще при земной жизни. Нужно оставить самоуверенность в своей праведности, не прельщаться фантазиями, своими или чужими, о мире ином, быть ответственными за самих себя и помнить, что мы все призваны именно к той жизни, вечной, а здесь же – время учебы жизни, борьбы и роста, иногда даже в муках. Прп. Исаак Сирин отмечает, что после смерти мы много узнаем неожиданного. И пусть это новое там, в жизни будущего века, будет светлым, чистым, радостным, где все люди встретятся и обнимутся с пасхальным чувством, забыв все плохое и ошибочное, видя лишь перспективу Прекрасного, границы которого уходят далеко за пределы этого малого и несовершенного мира.

04.11.2017