Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

БЕСЕДА в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла


Апостолы Петр и Павел вошли в историю не только христианской Церкви, но и всего человечества своим рвением в проповеди благовестия о воплощении Сына Божия и Его Воскресении. Их объединяет беззаветная преданность Христу Спасителю, готовность страдать за Имя Божие и посвятить свою жизнь утверждению Церкви Христовой на земле. Их служение было многогранным и различалось особенностями, связанными с личными качествами каждого из двух апостолов.

Апостол Петр, простой рыбак, погруженный в весь круговорот обстоятельств семейного человека, обратился к Христу и явил себя примером огненной веры, искренней и не требующей доказательств. Он пошел по воде навстречу Христу и ослаб в вере в трепете от самой Силы Божией, но именно он исповедовал Христа Сыном Божиим. Клялся в преданности Учителю и легко струсил при первом испытании верности, чтобы в дальнейшем стать образцом покаяния и пострадать даже до смерти, радуясь возможности умереть за проповедь Христа среди единоплеменников.

Апостол Павел, принадлежавший интеллектуальной элите империи, гражданин Рима со всеми социальными привилегиями, истинный последователь национальной религиозной традиции, организатор гонений на первых христиан, обращается ко Христу в момент та́инственного явления ему Богочеловека. Мистический опыт встречи с Сыном Божиим переворачивает его жизнь и делает горячим проповедником в языческой среде, миссия в которой требовала предельного напряжения интеллектуальных сил и неослабевающей воли.

Отличаясь друг от друга по образованности, социальному статусу, личному опыту общению со Христом, оба апостола, будучи избранными для служения, приобрели через освящение благодатью Святого Духа свойства, которые характеризуют идеального ученика Спасителя. Сами апостолы признают свою немощь, как физическую, так и сердечную, но видят в ней главное условие для действия в них Духа Божия, живущего в них. Животворящая сила Христова пробуждает в них творческие импульсы, раскрывающиеся во всей полноте на ниве проповеди среди единоплеменников и язычников. Апостолы бодры умом, их мысль дерзновенна и четка, сознание и сердце открыты умным озарениям. Преодолевая испытания, часто опасные для жизни, они являют терпеливость и мужественность. Их души полны глубочайшей верой и несомненной надеждой, а сердце украшено обостренным чувством близости Бога: Христос всегда с ними. Апостолы радуются о Господе. Они честны с другими учениками Спасителя, не ищут своего в создаваемых ими христианских общинах, созидают Церковь и защищают ее от врагов Христовых.

Оба они явили в себе два взаимодополняющих друг друга вектора христианской проповеди, покрывшей все пределы сначала Римской империи, а по наши дни – всего мира. Их служение стало на века эталоном миссионерства, проповеди словом, молитвой, самой жизнью – того, чего так не хватает современным христианам. Сердечная вера, без ложных целей и ориентировок на внешнее, служение, не ищущее своего, неприятие формализма и одурманивающего тщеславия и цинизма, молитва на всяком месте и во всякий час - все это характеризует верующего во Христа человека.

Служение апостолов Петра и Павла также выявляет архетипы христианской религиозности: сердечной, с характерным для нее развитым чувством веры, и интеллектуальной, отличающейся интенсивной работой мысли и созерцательностью. Вместе они составляют религиозную целостность человека, члена Церкви Христовой, возрастающего действием Святого Духа в совершенный возраст Христов.

В наше время проповедь Христа Воскресшего, если и изменяется по форме, не может потерять свой высокий смысл и цель: проповедь личным благочестием, сораспятием Христу в скорбях, вере и опыте молитвы, преданность евангельскому духу и любовь ко всем, даже к врагам, основанная на всепрощении человека по принципу «милость без суда», остальное - на суд Божий. Празднование первоверховных апостолов дает прекрасный повод задуматься об основах веры, живом переживании Бога в своей жизни, радости Его близости и торжественности пути следования Ему, добрых личных качествах, сияние которых есть признак здравия души и доверия Господу.

10.07.2017